Выписки из упоминаний о памятниках Московского Кремля и Красной площади во время французского нашествия из специальной литературы, посвященной отдельным памятникам, и многочисленных воспоминаний русских и французов о вступлении армии Наполеона в Кремль, его подрыве и состоянии после ухода французов из древней столицы...
Кремль до 1812 года
Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста. Художник Ф.Я. Алексеев, нач. XIX в.
Перед пожаром 1812 года прямого пути между Боровицкими и Спасскими воротами не было. Между Боровицкими воротами и тем местом, где теперь юго-западный угол Большого Кремлевского дворца, стояла древнейшая церковь Москвы, освященная во имя Рождества Иоанна Предтечи на Бору, построенная в камне в 1461 и перестроенная в 1508-1509 зодчим Алевизом. Этот храм был снесен в 1846 году, когда заканчивалось строительство Большого Кремлевского дворца, так как она заслоняла вид из дворца на запад Замоскворечья.
План Московского Кремля. Сытин П.В.
За Алевизовской церковью на месте Большого дворца находился старый дворец, построенный В. В. Растрелли еще в 1750-х годах и к 1812 году очень обветшавший.
Старый дворец Растрелли, вид с юга из Замоскворечья. Рисунок Ф. Компорези, 1780-е гг.
В 1812 г. здание дворца пострадало от пожара, устроенного в Кремле отступающей наполеоновской армией.
Южный фасад Зимнего дворца Растрелли. Рисунок М.И. Махаева, 1763 г.
К приезду в Москву Александра I в августе 1816 года дворец был восстановлен по проекту архитекторов А.Н. Бакаревым, И.Л. Мироновским и И.Т. Таманским при участии архитектора В.П. Стасова. В 1817 году его надстроили третьим этажом. В 1839 году Николай I утвердил проект нового Большого Кремлевского дворца архитектора К.А. Тона. Старый дворец был разобран.
От Старого дворца до бровки склона к Москве-реке шел запущенный регулярный сад. Налево от Боровицких ворот стояли старые конюшни и небольшие домики.
В 1862 году на месте старого дворца стоял уже нынешний Большой Кремлевский дворец, на месте же конюшен — современное здание Оружейной палаты, между которыми была образована площадь. Между Боровицкими и Троицкими воротами эту площадь продолжала Комендантская улица, по левой стороне которой в 1862 году сохранялись стоявшие и до пожара 1812 года Потешный дворец и. другие дома, по правой же стороне были построены жилые здания, так называемые Кавалерские корпуса.
В 1862 году на месте старого дворца стоял уже нынешний Большой Кремлевский дворец, на месте же конюшен — современное здание Оружейной палаты, между которыми была образована площадь. Между Боровицкими и Троицкими воротами эту площадь продолжала Комендантская улица, по левой стороне которой в 1862 году сохранялись стоявшие и до пожара 1812 года Потешный дворец и. другие дома, по правой же стороне были построены жилые здания, так называемые Кавалерские корпуса.
На Ивановской площади возле колокольни Ивана Великого с 1735 по 1836 год находилась большая яма, в которой лежал Царь-колокол, раскаленный пожаром 1737 года. и давший осколок. Только в 1836 году А. А. Монферран поднял колокол с осколком и поставил на гранитную площадку, на которой он стоит и ныне.
По восточной стороне Ивановской площади в 1812 году стоял Чудов монастырь с домом митрополита на южном его конце.
Чудов монастырь.
В 1812 году дом митрополита был двухэтажным, а в 1824 году он был надстроен третьим этажом. За домом митрополита, в 1820 году превращенным в Николаевский дворец, находился Вознесенский девичий монастырь с несколькими церквами.
Алексеев Ф.Я. Вид в Кремле на Сенат, Арсенал и Никольские ворота 1800.
От Ивановской площади до Троицких ворот простиралась Троицкая площадь. По западной ее стороне в 1812 году стояло здание Оружейной палаты, построенное в 1807—1810 годах архитектором И. В. Еготовым, но в 1852 году переделанное в казармы со снятием с него всех украшений. После 1812 года возле этого здания были поставлены древние русские артиллерийские орудия. По восточной стороне Троицкой площади стоял в 1812 году, как стоит и ныне, Арсенал. В 1830-х годах вдоль главного фасада Арсенала были положены на особых подмостках 879 пушек, отбитые у войск Наполеона в 1812 году. Вдоль лицевой стороны Арсенала, обращенной к югу, шла до Никольских ворот Сенатская площадь. Напротив Арсенала на ней стояло здание Сената (ныне дом Совета Министров СССР).
Вид на соборную площадь Московского Кремля. Джакомо Кваренги, 1797.
К востоку от Ивановской площади до Спасских ворот идет Спасская улица. До 1817 года на грани ее с Ивановской площадью стояла древняя церковь Николы Гостунского, но в 1817 году она была снесена.
Южная сторона Спасской улицы была освобождена от строений еще в XVIII веке. В 1850 г. Спасская улица и площадь, образовавшаяся на месте южной стороны ее до бровки склона к Москве-реке, были названы Царской площадью.
Красная площадь до 1812 года
В 1812 году Красная площадь представляла собой пространство, замкнутое с востока Гостиным двором (Верхними торговыми рядами).
Алексеев, Федор Яковлевич. Красная площадь в Москве. 1801.
На западной стороне площади, у рва перед кремлевскими стенами, стояли двухэтажные Торговые ряды, тоже с большими ризалитами на восток — напротив ризалитов Гостиного двора. Между теми и другими ризалитами было на юге небольшое пространство, через которое не видно было ни храма Василия Блаженного, ни Спасских ворот Кремля. На северной стороне площади ризалиты закрывали Никольские ворота Кремля и здание Присутственных мест (где ныне Государственный Исторический музей).
В пожар 1812 году Торговые ряды у рва сгорели, частью разрушились от огня также ризалиты этого здания и Верхних торговых рядов. Архитектор О. И. Бове снес остатки Торговых рядов у рва, уменьшил ризалиты Гостиного двора, исправил его фасад и посредине пристроил портик с колоннами и фронтоном, над которыми соорудил небольшой купол, перекликающийся с куполом здания Сената в Кремле. Перед портиком был поставлен памятник Минину и Пожарскому. Ров засыпали и на его месте насадили бульвар. Мосты через ров у Спасских и Никольских ворот как ненужные были снесены. Храм Василия Блаженного, стоящий на «лбу» склона с площади к Москве-реке,с востока, с юга и с запада был подкреплен стеной гранитных контрфорсов. Кремлевская набережная от современной улицы Ленивки до Москворецкой улицы уже в конце XVIII века была засажена аллеей деревьев под кремлевской стеной. В 1812 году они сгорели, но потом аллея была восстановлена. Со стороны Москвы-реки набережную одели в тесаный камень с лестницами и съездами к воде для водоносов и водовозов.
Большой Каменный мост, построенный в 1686—1692 годах, в 1857— 1859 гг. был заменен новым, железным, на каменных быках.
Деревянный Москворецкий мост был сожжен казаками 3 сентября 1812 года и восстановлен после освобождения Москвы от интервентов, снова сгорел в 1829 году. Железный мост на его месте появился лишь в 1870 г.
Вступление французов в Кремль 14 (2 ст.ст.) сентября1812 года.
Накануне, в воскресенье, 13 (1) сентября в 9 утра А.Д. Бестужев-Рюмин «… пошел в Успенский собор. Божественную литургию отправлял викарный архиерей, и служение с необыкновенною торопливостью производилось» [1. С. 368].
Москва в сентябре 1812 года. Художник: С. Карделли.
Алексей Дмитриевич Бестужев Рюмин, бывший свидетелем вступления французов в Кремль писал: «В 4 часа пополудни пушечные выстрелы холостыми зарядами, по Арбатской и другим улицам возвестили вход неприятеля в Московские заставы. Я считал выстрелы, их было 18. Звон на Ивановской колокольне утих. Вскоре Троицкие ворота в Кремле, которые были наглухо заколочены, и только одна калитка для проходу оставлена, выломлены, и несколько польских уланов въехало в Кремль через оные. Место это из окон Вотчинного Департамента видно, ибо некоторые окна прямо против Троицких ворот. Я вскричал: «верно, это неприятель!» - «Э, нет!» отвечал мой знаковый, пришедший в департамент со мною проститься; «это наш арьергард отступающий». Но увидели мы, что въехавшие уланы стали рубить стоящих у арсенала несколько человек с оружием, которое они из оного только что взяли, и уже человек десять пали окровавленные, а остальные, отбросив оружие и став на колени, просили помилования. Уланы сошли с коней своих, отбили приклады у ружей, и без того к употребелнию не годящихся, забрали людей и засадили их в новостроящуюся Оружейную палату /…/ Вскоре, за передовыми польскими уланами, стала входить и неприятельская конница. Впереди ехал генерал, и музыка гремела. Когда сие войско входило в Кремль, то на стенных часах, которые в департаменте, показывало 4 с половиной часа. Это войско входило в Троицкие и Боровицкие ворота, проходило мимо Сенатского здания и вышло в Китай-город через Спасские ворота; шествие этой конницы продолжалось до глубоких сумерек беспрерывно. Ввезена в Кремль пушка и сделан выстрел к Никольским воротам, холостым зарядом; вероятно сей выстрел служил сигналом» [1. С. 363-364].
Французы в Москве. Неизвестный немецкий художник, 1820-е.
Франсуа Жозеф д'Изарн де Вильфор вспоминал: «Отряд французского авангарда, под командой генерала Себастиани, принадлежавший к корпусу короля неаполитанского, направился в Кремль. Проходя в ворота Кремля, выходящие к Никольской улице, генерал увидел около двух сот вооруженных граждан, которые собрались толпою в Кремле; он обратился к какому-то любопытному, находившемуся вместе с ним под воротами и сказал ему: «Вы говорите по французски. Подите и скажите этим людям, чтобы они положили оружия, - иначе я велю стрелять по ним». Любопытный очень смутившись этим поручением (он очень мало знал по русски), но побуждаемый чувством сострадания, которое его приглашали доказать на деле, отправился к русским с переговорами, чтобы предупредить слишком неравный бой. Несмотря на это французы, все подвигаясь вперед, были встречены несколькими ружейными выстрелами, на которые они ответили двумя пушечными; но благодаря переговорщику, сражение остановилось на этом. Русские побросали ружья и мирно разошлись» [2].
Пожар Москвы. Художник: В. Мазуровский.
По воспоминаниям Ф.Н. Щербакова: «Войска французские вступили в Кремль в два часа; народу было русского тысячи, по случаю разбора в арсенале оружия, в том числе был и я, Щербаков, с двумя таковыми же товарищами, взял ружье, два пистолета и саблю; французы, видя такое стечение народа, сделали в него из пушки холостым зарядом выстрел, для разогнания. Народ, весь пьяный, буйный, кричал: «Француз вошел, заряжай ружья! Выгоним неприятеля из Москвы!». Патронов не было, кремни у ружей деревянные, складены были в ящиках, новые еще не употреблялись в дело. В это время я выскочил из-за железной решетки в окно Арсенала на карниз, а потом спустился по доске сажени 3 на моховую, что ныне от бассейна первый Кремлевский сад, оружие все кинул и пришел в Кудрино в дом князя Долгорукого к своим родителям» [3].
Пожар Москвы. Художник Йоган-Адам Кляйн.
В понедельник 14 (2 ст.ст.) сентября купец Яков Чиликин пошел в Кремль. Позднее он вспоминал: «…. Прохожу мимо коменданта к старому арсеналу, вижу множество народу толпится около оного; я подхожу, спрашиваю причину; мне говорят, что позволено всякому сколько угодно брать орудия, а за припасом приходить на другой день, т.е. 3-е ч. С прочими и я продрался, взял 2 ружья и 2 сабли, но для чего? Право и сам не знаю, принес на квартиру; после обеда вздумалось мне еще сходить в арсенал выбрать пару пистолетов /…/ пошел в Арсенал, вхожу в оный, выбираю саблю и пару пистолетов, вдруг сделался выстрел из пушки у самого арсенала и за оным последовал другой. Народ пришел от сего в крайнее волнение; я бросился на двор; народ бегает взад и вперед; между ними и казаки на лошадях также не знали куда деться; прибегаю к воротам, но что же вижу? Французская конная гвардия летит, как на крыльях, мимо комендантского дома и нас к Никольским воротам; вообразите в каком положении мы находились! Я так испугался, что руки и ноги задрожали, через великую силу добрался к уголку ворот, тут еще сделан выстрел из пушки с нашей стороны; опомнившись немного, отошел от стены и вижу двух смельчаков из солдат с ружьями, стреляющих в французов, а прочие кричали ура! Ура! Но французы не оставляли своего порядка, скакали с обнаженными саблями мимо нас и, несмотря на дерзость наших двух солдат, не стреляли ни одного выстрела против нас. Некоторые из нас начали говорить, что они нас не тронут; я, понадеясь на сие, вышел было из ворот и пошел на угол, чтобы пробраться в Никольские ворота, и не успел отойти 10 сажен, как один французский офицер выскочил из-за угла (где бы мне должно было идти) за нашим русским, который бежал ко мне на встречу с ружьем, нагнал его и изрубил; я, увидев сие, не помню, как добрался опять до ворот; видя, что смерть неизбежная, не знаю, что делать, однако, опамятовшись от испуга, побежал во внутренность Арсенала, положившись на власть Божию, но не успел вбежать до половины лестницы, как последовал опять удар из пушки; я оглянулся, дым застлал весь проход в вороты; это, видно, уже французы были очень раздражены нашими пьяными смельчаками, что такого пустили в нас фолканета;/…/ собираюсь с духом, бегу во внутренность Арсенала, народ в оном бегает взад и вперед, ища каждый своего спасения, но негде, везде могут найти, да и оставаться в таком месте нет никакого резона» [4].
Пожар Москвы в 1812 году. И. Л. Рудеганс, 1813.
Москвовед И.К. Кондратьев писал в 1910-м году: «В 1812 году в день вступления французов в Москву, 2 сентября (ст.), передовой отряд их, бывший под начальством Неаполитанского короля Мюрата, подходя к Троицкому мосту, с удивлением заметил, что ворота заперты и стены вокруг них усеяны вооруженными людьми, тогда как по словесному соглашению короля с генералом Милорадовичем, военные действия прекращены на все время выступления русских войск из столицы. Французы остановились, но в то же мгновение раздался залп из ружей, установленных против них. Тогда-то французы увидели, что имеют дело не с войсками, а с несчастными жителями, которые в ненависти к врагам, хотели отразить наполеонову армию от Кремля» [5].
( Продолжение во внешнем журнале... )
Community Info