aroundtree (aroundtree) wrote in moscow_walks,
aroundtree
aroundtree
moscow_walks

Categories:

Особняк Ф.Шехтеля.

Оригинал взят у aroundtree в Особняк Ф.Шехтеля.



Если в районе Триумфальной площади Вы покинете суету Садового кольца
и немного углубитесь в спокойствие московских переулков,
то на углу Ермолаевского и Трехпрудного Вам неожиданно откроется
небольшой особняк, больше всего напоминающий средневековый готический замок .
Сейчас там находится посольство Уругвая.



Этот дом построил для своей семьи в 1896 году замечательный русский архитектор (немецкого происхождения)
Федор Осипович Шехтель, один из самых известных в России мастеров стиля модерн.
К этому времени ему исполнилось 36 лет. После завершения строительства особняка Морозовых на Спиридоновке
(1893 год) он был уже известен и популярен.
Гонорар, полученный Шехтелем за этот готический дворец, позволил архитектору приступить к постройке своего
нового жилища.



Как отмечают Д.О.Швидковский и Е.А.Шорбан в своей книге "Особняки Москвы" , именно собственный дом лучше
всего может рассказать о творческой индивидуальности архитектора. Конечно, речь идет о конкретном временном
промежутке творческой жизни мастера. И дом этот всей своей душой и содержанием очень хорошо показывает начало
перехода Шехтеля в своем творчестве от готики к модерну. Готика очень сильна как в архитектуре особняка,
так и в оформлении его интерьеров, но уже во многом здесь зарождаются, пробиваются ростки нового стиля.



Известный исследователь творчества архитектора, его биограф Е.И.Кириченко, считает, что готика в русском искусстве
своим возникновением обязана именно Шехтелю . Она соответствовала духу того времени, романтизму.
Как в свое время Возрождение "открыло" античность, так XIX век "открыл" средневековое искусство, чьи формы
и принципы стали средством преодоления старой архитектурной системы и зарождения новой.
Но со временем Шехтель переосмысливает использование "старых, средневековых" архитектурных форм,
упрощает их, пластически перерисовывает, добавляя плавность линиями, все больше используя идеи символизма,
и приходит в начале XX века к новому звучанию архитектуры - стилю модерн.
Начальные ноты этого перехода мы и будем наблюдать в архитектуре и интерьерах дома в Ермолаевском переулке.



Сам Федор Осипович с юмором писал Антону Чехову о своем доме: "…построил избушку непотребной архитектуры,
которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу".
Внешняя пластика дома обусловлена, с одной стороны, сложной формой участка, а с другой стороны, она характерна
для готики (архитектурное решение фасадов), а затем и модерна (компоновка различных по размеру, форме и высоте
объемов здания). Композиция особняка динамична, у нее нет одного ярко выраженного фасада, дом одинаково
живописно смотрится со всех сторон.
Вид его непрерывно меняется в зависимости от угла зрения - стены то подступают, то отходят, башни поворачиваются
в неожиданных ракурсах - создается впечатление движущегося живого организма



Основным, доминирующим элементом фасада, выходящего в Ермолаевский переулок, является башня с высоким
щипцом и фронтоном, с классическим перпендикулярным окном кабинета, характерным для английской готики XV века .
Плоскость стен не имеет пышности готической отделки, как в особняке Морозовых на Спиридоновке.
В этом упрощении декора как раз уже видно влияние нового стиля. В отделке стен фактура кирпича
(его имитирует светло-коричневая керамическая плитка) чередуется с оштукатуренной поверхностью.
Две островерхие башни по углам фасада отступают вглубь территории: в левой, круглой, - "черная" лестница,
в правой, имеющей шестиугольную форму - парадный вход в особняк.



Внешняя архитектура дома и его внутренняя планировка очень ярко иллюстрируют совершенно новый принцип
построения жилых зданий, характерный для всего творчества Шехтеля, - проектирование "изнутри наружу",
когда архитектор вначале строит планировку помещений внутри дома, а затем проектирует фасады.
Центр тяжести переносится внутрь здания.



Обращает на себя внимание ограда дома - это уже несомненная дань модерну - кованная решетка с растительным
орнаментом из извивающихся побегов





Над главным входом - роскошное мозаичное панно, выполненное в мастерской
В.А.Фролова по эскизу Шехтеля .На нем - три времени жизни ириса,
цветка модерна, - рождение, расцвет, увядание,
и три символа - латинская буква S - начальная буква фамилии архитектора
в латинском написании и число 96 - год постройки дома.
Существует мнение, что число 96 можно трактовать, как латинскую же
букву N - начальную букву имени жены Федора Осиповича, Натальи
(ее отец, увлекавшийся искусством и коллекционированием, был близким
приятелем П. М. Третьякова).
Таким образом, уже перед входом в дом мы видим символику семьи архитектора.




До нашего времени дом Шехтеля сохранился почти в неизменном виде.


Доминирующим элементом фасада является угловая многогранная башня,
верхнюю часть которой завершает глухой парапет смотровой площадки,
отделенный от общего массива башни профилированным карнизом.
 В башне расположен парадный вход, декорированный консольным порталом.
В верхней части стену башни прорезает узкое окошко, освещающее прихожую.



Далее по Ермолаевскому, отступая вглубь территории, расположена еще одна круглая в плане, островерхая башня,
в которой размещается «черная» лестница.

 Въездные ворота ограничены двумя пилонами с двускатными навершиями.





Сегодня в особняке находится резиденция посла Республики Уругвая.
Отношения между нашими странами завязались в 19 веке.
Неоднократно связи эти нарушались и вновь восстанавливались.
А с 1950-х годов главы дипломатических миссий Уругвая,
а затем и послы стали жить в особняке,построенном для себя
архитектором Францем Шехтелем.



Черезвычайный и полномочный посол республики Уругвай
Альберто Фахардо Клаппенбах и его супруга мария Тереса поселились здесь в 2001 году.
Несмотря на изменение обстановки,новым хозяевам удалось сохранить изящество интерьера.
"Это дом,в котором приятно жить,-замечает посол.-Все комнаты разные.Каждая-отдельная вселенная,
но в целом это очень гармоничный мир."
Господин Клаппенбах прекрасно знает историю дома и с удовольствием показывает его гостям.






Двухэтажная хозяйственная постройка с подвалом, построенная Шехтелем одновременно с домом, облицована,
как и фасады, керамической плиткой коричневатых оттенков. Скошенный угол декорирован композицией из полихромной
плитки в виде круга с изображением геральдического символа, изображающего рычащего льва.







Интерьер у Шехтеля достигает и даже превосходит значимость внешней архитектуры. Внутренняя планировка дома
логична и тщательно продумана, это всегда результат заботы о комфорте и удобстве жилья, учета особенностей быта
обитателей дома, для кого бы Шехтель не строил. Свой собственный дом архитектора подтверждает это правило -
он является обителью уюта и благополучия. Внутри господствует спокойная, изысканная, соразмерная человеку красота .
Благодаря стараниям бывших и нынешних обитателей особняка, интерьеры сохранены практически полностью в том виде,
в каком они были созданы Шехтелем.

Войдем в дом.
Небольшая прихожая в башне с парадным входом сохранена полностью - и вешалка для одежды, и пол, выложенный
метлахской плиткой, и витраж в окне под потолком… В верхней части витража - два круглых медальона с
изображениями мужчины и женщины, стилизованные под средневековье).
И звучит вопрос - а может быть, это портреты хозяев дома -Натальи и Федора Шехтелей?
.. Ответа нет, но эта красивая версия сразу настраивает гостей на романтический лад.





Вестибюль, в который через несколько ступеней и стрельчатую арку "перетекает" прихожая, оформлен
деревянными панелями.



 Очень красива рама большого зеркала, напоминающая зубчатые стены средневековой крепости, но не создающая
ощущения массивности. И здесь, и в прихожей мы видим пересекающиеся балки потолка - дань готике.



В помещениях первого этажа сохранились массивные филенчатые двустворчатые и одностворчатые двери с оригиналь-
ными латунными ручками, первоначальный паркет.







Малая гостиная с камином. У Шехтеля здесь был кабинет.



Это наиболее оригинальная, пышно отделанная комната. Главный элемент кабинета -
огромный белый камин из Родосского мрамора, который не утратил своего назначения
и используется по сей день.Он украшен сложной лепниной, в которой переплетаются ленты,
фрукты и сказочные существа - сфинксы, грифоны и химера - будто духи, населяющие особняк.

 

 Слева от камина деревянная винтовая лестница ведет на галерею, деревянная балюстрада которой красивым тяжелым
орнаментом ложится на камин, на галерее находилась библиотека архитектора.

















 Напротив - во всю стену огромное окно, то самое, перпендикулярное, из английской готики. Верхняя часть его
украшена витражом, состоящим из трех частей с изображениями средневековых сюжетов - рыцарей и их прекрасных дам.



Потолок разделен на квадраты мощными деревянными балками, в центре - чудесная люстра, выполненная по эскизам
Шехтеля, со сказочными то ли петушками, то ли дракончиками.





Рядом с большим окном - маленькое окошко, прорезающее толщу стены на манер бойницы.
Назначение его - дополнительный свет для работы мастера.



Все что вы видите в комнатах,привезено из Уругвая.Это мебель из дома посла.Господин Клаппенбах изучал право
и экономику в Уругвае,США и Англии.Он молод и остроумен,увлекается историей и архитектурой.
"Этот дом построен и оформлен знаменитым Шехтелем.Меня интересует его судьба,и я хочу больше знать
о его творчестве,"-признается он.Посол рассказывает о современной жизни особняка.В бывшей мастерской
архитектора,где по меньшей мере восемь углов,ныне столовая.Кабинет бывшего хозяина теперь музыкальная гостинная.
Иногда камерный ансамбль занимает место на деревянной галерее,и треск поленьев в пылающем камине служит естественным дополнением к струнной музыке.



Притягивают и манят своей глубиной витражи, вставленные в створки встроенного шкафа справа от камина.
Необыкновенно изысканный геометризированный растительный рисунок (чувствуем модерн) подобен вдруг
увеличившимся в размерах ювелирным украшениям старых мастеров.







В гостиной-кабинете царит атмосфера романтики средневековья, здесь хочется задвинуть шторы, зажечь камин и,
уютно устроившись в кресле, читать захватывающие романы Вальтера Скотта…



Композиционным центром во внутренней планировке дома является лестница, вокруг которой разворачивается
анфилада комнат первого этажа — они, как бусины, нанизаны на нить парадной лестницы: гостиная, кабинет с камином,
столовая и опять гостиная.



Шехтель верен новому принципу объединения пространства при построении интерьера - центрическому.
Великолепная резная парадная лестница темного дерева начинается с величественного фонаря-башни, украшенного
волнообразными линиями - каннелюрами .Многогранный фонарь и ломанная спираль пролетов лестницы -
это центральная ось интерьера.











Гостиная — самое большое помещение в доме — разделена аркой на две части.
Первая часть практически лишена декора, во второй части, как и при входе, использованы потолочные балки,
но отштукатуренные в цвет потолка. Светлый цвет стен делает комнату более торжественной, что соответствует ее
назначению и служит наиболее удачным фоном для украшавших стены картин (в их числе были «Садко» Врубеля,
«Самарканд» Сарьяна и «Масленица в Париже» Рериха).

Необычное украшение гостиной — кованая решетка со стилизованным изображением масок таинственных персонажей,
похожих на сатиров.
При Шехтеле под ней крепился занавес, отделявший пространство гостиной от центральной лестницы дома.
Сейчас занавеса нет.









Официальные приемы происходят в большой гостинной,которая для семьи Шехтеля была и столовой.
Кто только здесь не бывал:Антон Чехов,Константин Коровин,Леонид Собинов,Исаак Левитан,Михаил Врубель,
не говоря уж о влиятельных заказчиках...







Смежная с кабинетом столовая, примечательная своей неправильной многоугольной формой, оформлена лишь
скромной лепной розеткой на потолке. В этой комнате у Шехтеля была мастерская, а в верхнем этаже дома
располагались спальные комнаты.Где и сейчас спальные комнаты.

 



Примечательное окно второго этажа с круглым витражным стеклом.




В особняке в Ермолаевском переулке Шехтель прожил долгих 14 лет, а в 1910-м переехал в свой новый дом
на Большой Садовой, откуда четыре года спустя был выселен пришедшими к власти большевиками.
Архитектор скитался по коммунальным квартирам, тяжело болел, голодал и бедствовал, но продолжал упорно работать.
«Я строил Морозовым, Рябушинским, Фон-Дервизам — и остался нищим.
Глупо, но я чист», — писал он книгоиздателю Сытину.
В 1926 году Шехтель скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище…

Шехтель писал, что он искал в архитектуре «музыку форм и радость красок» —
эти слова во многом относятся и к его собственному особняку в Ермолаевском переулке.


Источники информации:

Д.О.Швидковский, Е.А.Шорбан. Особняки Москвы. Москва, 1997 год
Е.И.Кириченко. Ф.О.Шехтель. 1973 год.
А.Минкин. Шехтель + эпоха = модерн. Журнал "Наследие", №28 от 13 июля 1999 года.
О.Торчинский. Мастер строил для себя. Журнал "Дипломат", декабрь, 2003 года.
О.М.Леплинская. Историко-архитектурное обследование владения 28, Ермолаевский пер. ГУОП. Москва, 1993 год.
Журнал Salon.ru
Фотографии мои,сделанные в День музеев в мае 2012г.




Subscribe

  • По центру города по реке

    Продолжаю изучать причалы на Москве-реке, на этот раз маршрут речного трамвайчика стартовал из Лужников, пришлось долго до него идти от метро…

  • На кораблике по Москве-реке за 95 руб.

    Каждое лето, покупая билет на сайте, катаюсь на кораблике по Москве-реке за смешные деньги. С каждым годом все больше контор осваивают столичный…

  • Прогулка по Москве

    От Оружейного переулка до Кузнецкого моста. В субботу, несмотря на нудный дождь, я всё-таки решила не ехать на метро, а пройтись пешочком. Благо,…

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment