Соседи до и после нас были разные - иностранцы, русские. Прямо перед нами стояла милая пара крепеньких французских пенсионеров (из тех, что носятся по всему миру с зелеными путеводителями Michelin). Он периодически спрашивал у меня что-то по-английски, я как мог отвечал (Сколько стоит вход в Мовзолей? - Бесплатно, но надо сдать все вещи в платную камеру хранения. Не холодно ли солдату в карауле у могилы Неизвестного Солдата стоять зимой? - Холодно, но это почетно, и у них зимняя одежда, и они меняются и т.п.).
[ Читать дальше? Или не читать?]
Надо сказать, что очередь ни кем и ни чем не формировалась (как то: ленточками или металлическими оргаждениями). Но все честно стояли и никто не пытался пролезть вперед.
И вот - последний поворот у ограды Александровского сада. На часах 12.40. Скоро, буквально через 5 минут, запустят последнюю партию посетителей. Неожиданно справа вдоль ограды, где было примерно метр-полтора свободного пространства появляется и тихо, как тараканы, заполняет пространство группа наших соотчествеников, ведомых неким "гидом". Очередь фигеет от такой наглости, но все молчат. Кроме француза и меня.
Мои попытки воззвать к совести не имеют успеха. Француз говорит "not good" и дальше мы понимаем друг друга без слов. Чувство попранной справедливости преодлевает все возможные культурные, возрастные, политические, религиозные и лингвистические барьеры. Я беру Машу и француженку локоть к локтю, француз замыкающий, и мы клином продвигаемся вперед, оттесняя безобразников. С их стороны слышится: "здесь же дети" (почему-то в таких ситуациях всегда прикрываются детьми), "по очкам ему надо дать" (это они про меня:-)). Через пять минут мы у цели.
Уже на выходе, у камеры хранения тепло попрощались с неожиданными "товарищами по борьбе". Адреналин все еще играл в крови. Я в грубых выражениях извинился за наших сограждан. Мы улыбнулись и пожелали друг другу хорошего дня. И разошлись.
Было нестерпимо стыдно за только что происшедшее, за то, что в самом центре столицы происходят истории, после которых туристу не хочется приезжать сюда второй раз.
А в Мавзолей сходить стоит, даже ради той пары минут, которые даются на проход внутри. Только не смотрите на Него, смотрите по сторонам. Там потрясающий интерьер и правильный свет, и крышка над саркофагом, как бы парящая в воздухе, повторяя ступенчатый силуэт самого сооружения...
Фото Ричарда Пэйра (1998 года) ниже, пожалуй, единственная публично доступная съемка этого шедевра советского авангарда. Но и она, увы, не передает реальную атмосферу внутри. Архитектуру надо смотреть вживую.



Community Info