Княжна Тараканова. Это имя до сих пор на слуху у среднестатистического русского обывателя, а воображаемый её облик известен нам, прежде всего, благодаря некогда наделавшей много шума картине К.Д. Флавицкого. Однако в русской истории этим именем связаны два разных человека, две совершенно разных женщины с одинаково трагической судьбой.
Первая, принцесса Августа Тимофеевна, как говорят, своим появлением на свет обязана тайному браку Цесаревны Елизаветы Петровны с бывшим управляющим её имением и Двором А.Г. Разумовским. Принято считать, что родилась она в 1744 г. и, по совершенно очевидным обстоятельствам, вскоре была отправлена за пределы Российской Империи. Заграницей Августа Тараканова получила воспитание и в 1785 г. силой была привезена обратно в Россию по приказу Екатерины Второй и заточена в московский Ивановский монастырь. Рассказывают также, что заточению Августы Таракановой в монастырь и дальнейшему её иноческому постригу с именем Досифея предшествовала "разъяснительная беседа", проведённая с ней самой Императрицей, в которой та вполне доходчиво объяснила своей потенциальной сопернице, что сделать это надо для блага России.
Одним словом, удаление Августы Таракановой в монастырь было столь же незаметным и бессмысленным, сколь незаметным и бессмысленным было в своё время убийство в Шлиссельбурге бывшего Императора-младенца Иоанна Антоновича. Поскольку ни Августа Тараканова, ни Иоанн Антонович на русский трон никогда не претендовали, хотя прав на него у этих людей было куда больше, нежели у амбициозной вдовы Петра Третьего.
Во всё последующее время царствование Екатерины Второй режим содержания инокини Досифеи был настолько строгим, что к ней не допускались даже высшие иерархи Русской Церкви того времени.
Находясь в вынужденном уединении, инокиня Досифея проводила дни в молитве, много читала и занималась рукодельем в пользу бедных. Только после смерти Императрицы в образе жизни Досифеи последовали некоторые изменения и, вследствие послабления условий её содержания, к ней стали допускаться ходоки из разных слоёв русского общества. Тогда-то и открылся у бывшей московской затворницы дар прозорливости. Так, братьям Тимофею и Ионе Путиловым, 19-ти и 14-ти лет, она предсказала монашеский путь. Впоследствии Тимофей Путилов стал архимандритом знаменитой Оптиной пустыни о. Моисеем, а его брат Иона - игуменом Саровской пустыни о. Исайей II.
Последние свои годы инокиня Досифея провела в безмолвии и почиталась праведницей. Роста она была среднего, худощава и отличалась редкой красотой. После 25-ти лет пребывания в монастыре инокиня Досифея скончалась 4 (16) февраля 1810 г. Похороны её были торжественны и великолепны, а на отпевании присутствовала вся московская знать, в т. ч. и родственники Разумовских. Похоронена инокиня Досифея в Новоспасском монастыре, в древней усыпальнице бояр Романовых. А до нашего времени сохранился её портрет, на котором имеется надпись: "Принцесса Августа Тараканова в иноцех Досифея".
Второй “княжной Таракановой” (кстати, происхождение самого этого термина приписывают перу французского дипломата Ж.А. Кастера) стала, вероятно, итальянская авантюристка, история жизни которой уже в наше время легла в основу сюжета одного из фильмов советской исторической кинотрилогии В. Мельникова "Царская охота". Роль её в этом фильме блистательно сыграла актриса А. В. Самохина.
Происхождение же самой “княжны Таракановой” неизвестно, однако она была хорошо воспитана, обладала большим тактом и владела несколькими языками, отличалась к тому же редкой красотой и умом. Многих своих поклонников она довела до разорения и тюрьмы. Скрываясь от кредиторов, она переезжала из Киля в Берлин, из Берлина в Гент и т. д., и представляясь то девицей Франк, то Шель или госпожой Тремуйль.
Поселившись в 1772 г. в Париже, она стала выдавать себя за принцессу Елизавету Владимирскую, утверждая при этом, что воспитывалась прежде у своего дяди в Персии, а по достижении совершеннолетия приехала в Европу с целью отыскания наследства, находившегося в России.
Длинный язык и довёл самозванку до беды. В начале 1774 г., каким-то образом оказавшись под влиянием польских агентов (эти события, напомним, имели место после первого раздела Польши в 1772 г.), она объявила себя дочерью покойной Елизаветы Петровны, сестрой Емельяна Пугачева и претенденткой на русский престол.
Оказавшись в Венеции, она предприняла поездку морем в Константинополь, однако судно её было выброшено бурей около Рагузы, где она и оставалась до конца 1774 г., заваливая длинными письмами султана, графа А.Г. Орлова-Чесменского и воспитателя Цесаревича Павла графа Н.И. Панина.
Дело кончилось тем, что следуя приказу Екатерины Второй "схватить бродяжку", в мае 1775 г. в Ливорно прибыл граф А.Г. Орлов, который, притворившись сторонником самозванки, предложил ей свою руку и таким образом заманив её на свой корабль, арестовал.
На долгом допросе в Петропавловской крепости, учиненном ей фельдмаршалом князем А.М. Голицыным, она давала самые разные показания. 4 (16) декабря 1775 г. самозванка умерла от туберкулёза, так и не раскрыв тайну своего происхождения даже священнику.
Народная молва о гибели княжны Таракановой во время наводнения в Петербурге в 1777 г. послужила основой для сюжетов многочисленных исторических романов и повестей позднего времени (Г.П. Данилевского и др.) и вышеупомянутой картины К.Д. Флавицкого.
Первая, принцесса Августа Тимофеевна, как говорят, своим появлением на свет обязана тайному браку Цесаревны Елизаветы Петровны с бывшим управляющим её имением и Двором А.Г. Разумовским. Принято считать, что родилась она в 1744 г. и, по совершенно очевидным обстоятельствам, вскоре была отправлена за пределы Российской Империи. Заграницей Августа Тараканова получила воспитание и в 1785 г. силой была привезена обратно в Россию по приказу Екатерины Второй и заточена в московский Ивановский монастырь. Рассказывают также, что заточению Августы Таракановой в монастырь и дальнейшему её иноческому постригу с именем Досифея предшествовала "разъяснительная беседа", проведённая с ней самой Императрицей, в которой та вполне доходчиво объяснила своей потенциальной сопернице, что сделать это надо для блага России.
Одним словом, удаление Августы Таракановой в монастырь было столь же незаметным и бессмысленным, сколь незаметным и бессмысленным было в своё время убийство в Шлиссельбурге бывшего Императора-младенца Иоанна Антоновича. Поскольку ни Августа Тараканова, ни Иоанн Антонович на русский трон никогда не претендовали, хотя прав на него у этих людей было куда больше, нежели у амбициозной вдовы Петра Третьего.
Во всё последующее время царствование Екатерины Второй режим содержания инокини Досифеи был настолько строгим, что к ней не допускались даже высшие иерархи Русской Церкви того времени.
Находясь в вынужденном уединении, инокиня Досифея проводила дни в молитве, много читала и занималась рукодельем в пользу бедных. Только после смерти Императрицы в образе жизни Досифеи последовали некоторые изменения и, вследствие послабления условий её содержания, к ней стали допускаться ходоки из разных слоёв русского общества. Тогда-то и открылся у бывшей московской затворницы дар прозорливости. Так, братьям Тимофею и Ионе Путиловым, 19-ти и 14-ти лет, она предсказала монашеский путь. Впоследствии Тимофей Путилов стал архимандритом знаменитой Оптиной пустыни о. Моисеем, а его брат Иона - игуменом Саровской пустыни о. Исайей II.
Последние свои годы инокиня Досифея провела в безмолвии и почиталась праведницей. Роста она была среднего, худощава и отличалась редкой красотой. После 25-ти лет пребывания в монастыре инокиня Досифея скончалась 4 (16) февраля 1810 г. Похороны её были торжественны и великолепны, а на отпевании присутствовала вся московская знать, в т. ч. и родственники Разумовских. Похоронена инокиня Досифея в Новоспасском монастыре, в древней усыпальнице бояр Романовых. А до нашего времени сохранился её портрет, на котором имеется надпись: "Принцесса Августа Тараканова в иноцех Досифея".
Второй “княжной Таракановой” (кстати, происхождение самого этого термина приписывают перу французского дипломата Ж.А. Кастера) стала, вероятно, итальянская авантюристка, история жизни которой уже в наше время легла в основу сюжета одного из фильмов советской исторической кинотрилогии В. Мельникова "Царская охота". Роль её в этом фильме блистательно сыграла актриса А. В. Самохина.
Происхождение же самой “княжны Таракановой” неизвестно, однако она была хорошо воспитана, обладала большим тактом и владела несколькими языками, отличалась к тому же редкой красотой и умом. Многих своих поклонников она довела до разорения и тюрьмы. Скрываясь от кредиторов, она переезжала из Киля в Берлин, из Берлина в Гент и т. д., и представляясь то девицей Франк, то Шель или госпожой Тремуйль.
Поселившись в 1772 г. в Париже, она стала выдавать себя за принцессу Елизавету Владимирскую, утверждая при этом, что воспитывалась прежде у своего дяди в Персии, а по достижении совершеннолетия приехала в Европу с целью отыскания наследства, находившегося в России.
Длинный язык и довёл самозванку до беды. В начале 1774 г., каким-то образом оказавшись под влиянием польских агентов (эти события, напомним, имели место после первого раздела Польши в 1772 г.), она объявила себя дочерью покойной Елизаветы Петровны, сестрой Емельяна Пугачева и претенденткой на русский престол.
Оказавшись в Венеции, она предприняла поездку морем в Константинополь, однако судно её было выброшено бурей около Рагузы, где она и оставалась до конца 1774 г., заваливая длинными письмами султана, графа А.Г. Орлова-Чесменского и воспитателя Цесаревича Павла графа Н.И. Панина.
Дело кончилось тем, что следуя приказу Екатерины Второй "схватить бродяжку", в мае 1775 г. в Ливорно прибыл граф А.Г. Орлов, который, притворившись сторонником самозванки, предложил ей свою руку и таким образом заманив её на свой корабль, арестовал.
На долгом допросе в Петропавловской крепости, учиненном ей фельдмаршалом князем А.М. Голицыным, она давала самые разные показания. 4 (16) декабря 1775 г. самозванка умерла от туберкулёза, так и не раскрыв тайну своего происхождения даже священнику.
Народная молва о гибели княжны Таракановой во время наводнения в Петербурге в 1777 г. послужила основой для сюжетов многочисленных исторических романов и повестей позднего времени (Г.П. Данилевского и др.) и вышеупомянутой картины К.Д. Флавицкого.
Источник: http://www.holy-russia.ru/knyazhna-tarakanova.html
Community Info