Дворец культуры ЗИЛ был построен на территории некрополя Симонова монастыря, в 1930-х годах разорённого большевиками. На этом месте были похоронены многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий в том числе Вадбольские, Головины, Дурасовы, Загряжские, Исленьевы, Муравьёвы, Нарышкины, Оленины, Соймоновы, Татищевы, Шаховские и многие другие. Захоронения не сохранились, поскольку были уничтожены в период рабочих субботников. По логике городских властей вместо рассадника религиозного мракобесия должен быть очаг советской пролетарской культуры.
Симонов монастырь. 1893 год
1930 год. Разрушение Сторожевой башни Симонова монастыря
Дворец начали строить в 1931 году, завершили работы лишь в 1937 году. За годы строительства архитектурные тенденции сменились, наступало время сталинского ампира и конструктивистские решения Весниных особых лавров не снискали. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Стилистика конструктивизма сказалась не только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом двухярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания. В здании нашлись помещения для зрительного зала на 1100 мест, лектория, многочисленных творческих кружков и научных секций, библиотеки, столовой.
Во время Великой Отечественной войны в здании попаданием бомбы были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция нарушила стиль интерьеров чуждыми декоративными элементами. Кроме того некоторые проектные решения тридцатых годов (отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, недостаточная освещённость, деревянные перекрытия) вынудили провести серьёзную работу по исправлению положения. За годы своего существования Дворец культуры ЗиЛ неоднократно модернизировался.
Перед авторами второй реконструкции (П. Зиновьев, Р. Алдонина, О. Лебедева) не ставили задачу реставрации сооружения, но оно должно было полноправно войти в ряд новых современных Дворцов Культуры. Желание администрации автозавода обогатить интерьеры привело к установке тяжеловесных мраморных плит вместо изящных решёток, колонны стали толще, на окнах появились металлические рамы. Снаружи фасады покрыли шершавой штукатуркой. Не были восстановлены мозаичные полы и подоконники, веснинский штукатурный потолок из концентрических кругов в зрительном зале. Одной из особенностей интерьера стало применение скрытого освещения (помимо традиционных светильников). Реконструкция проводилась в 1966-1976 годах.
1960-е годы
Заглянем внутрь, сейчас это учреждение называется Культурный центр ЗиЛ. В 2012 году началась очередная реконструкция, в ходе которой предполагается восстановить некоторые оригинальные элементы интерьеров.
1937 год. Фойе
Зимний сад с оригинальными фонтанами с подсветкой. В настоящее время не работают.
1938-1940 гг.:
Скрытое освещение в зимнем саду и в холле первого этажа.
Лекторий Культурного центра ЗИЛ – образовательный центр, предлагающий современные обучающие программы и события, а также экскурсионное бюро, организующее путешествия по пространствам центра – выдающегося памятника архитектуры конструктивизма, и архитектурные велоэкскурсии по Москве.
Зрительный зал (2012 год)
1937 год:
Центр Творческого Развития — это основная площадка для детей и взрослых, готовых развиваться и выражать себя через искусство и науку: театр, вокал, фольклор, изобразительное искусство, скульптуру, научно-технические эксперименты, медийные технологии, английский язык.
Дом Танца – эпицентр танцевального творчества в Культурном Центре ЗИЛ. Здесь собраны все возможные классические направления и актуальные практики. В Доме Танца работают лучшие студии и профессиональные педагоги – выпускники российских и европейских танцевальных вузов.
Танцевальные традиции в Культурном Центре ЗИЛ имеют долгую историю. Бальная школа Бруно Белоусова существует уже более сорока лет. Педагоги Детского хореографического ансамбля "Юный зиловец" на протяжении 60 лет обучают традиционному народному танцу. Обучение классическому балету проходит в Школе классического танца Геннадия и Ларисы Ледях – одном из лучших хореографических колледжей Москвы. Но учиться классическому танцу могут не только будущие танцоры балета. Для самых маленьких существует Детский балетный театр, где педагоги несколько раз в неделю обучают гимнастике, ритмике, основам классического и современного танца.
Осенью 2013 года состоится открытие обновленной Библиотеки и Общественного центра Культурного центра ЗИЛ.
Библиотека станет открытым, общедоступным пространством. На открытых книжных полках посетителей ждут новейшие и самые лучшие книги по искусству, архитектуре, танцу, гуманитарным наукам. Желающие смогут воспользоваться электронными базами данных и заказать необходимые издания через межбиблиотечный абонемент и книготорговые сети.
Общественный центр – это многофункциональная площадка для реализации образовательных, просветительских, досуговых и творческих проектов и программ, открытая площадка для независимых креативных инициатив, проектов и творческих групп. Общественный центр будет с радостью поддерживать некоммерческие и социально значимые события, проводимые на его территории, в том числе по инициативе читателей и посетителей.
Когда-то здесь находилась столовая, на балконе - банкетный зал, с торца - выход на открытую летнюю веранду. С тех времён сохранился подъёмник для продуктов.
Фойе театрального зала.
В 1930-е годы в Москве стали популярны астрономические наблюдения, на Кудринской был построен планетарий, а небольшие обсерватории стали появляться в городских парках. Дворец культуры ЗиЛ также обзавёлся собственным телескопом.
Community Info