evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote in moscow_walks,
evge_chesnokov
evge_chesnokov
moscow_walks

Categories:

Кожевническая улица и Траурный поезд

Прогулка по Кожевнической улице оставила иллюзию перемещения в 1990-е годы: вечный пустырь у Павелецкого вокзала, какие-то конторы и магазины, с ног до головы завешанные рекламой, заброшенные предприятия, неухоженные подъезды жилых домов и мутная привокзальная публика. А с музейным траурным поездом, который привёз тело Ленина на похороны в Москву, связаны жуткие городские легенды.



Название Кожевнической улицы известно с XVIII века. В этом районе находился Ногайский двор, где ногайцы уже с XV века торговали лошадьми; здесь же выделывали их кожи. Отсюда пошло название «Кожевницкой сотни чёрных людей» и слободы Кожевники (упоминается в грамоте 1544 года), в которой ещё в XVIII—XIX веках было сосредоточено большинство кожевенных заводов города.

1926 год:


1960 год:


1995 год:


Улица начинается от Павелецкого вокзала с жилых сталинок по нечётной стороне и павильона-музея «Траурный поезд В. И. Ленина», который был открыт 22 января 1948 года по решению ЦК партии. В нём установили паровоз У-127 вместе с вагоном № 1691, в котором везли тело вождя.

Центральным экспонатом является паровоз серии У127 - единственный сохранившийся в России и мире паровоз этой серии с осевой формулой 2-3-0, построен в 1910 году на Путиловском заводе. 23 января 1924 года паровоз У127 провел траурный поезд с телом умершего Ленина от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала Москвы. В 1937 году после снятия с эксплуатации было решено сохранить его как памятник. Так он стал первым мемориальным паровозом. В 1999 году паровоз У127 получил сертификат "Памятник науки и техники Российской Федерации" за № 350.

Историческая экспозиция музея открыта с 5 августа 2011 года занимает площадь около 1800 кв.м, располагается в здании с прилегающей территорией парка площадью 1,5 га. Вниманию посетителей предлагаются экспонаты, которые наглядно представляют прошлое столичной магистрали в документах, уникальных чертежах, по которым строилась дорога, форменной одежде работников транспорта разных времен, рабочих инструментах, железнодорожных наградах. Также в витринах можно увидеть экспонаты, рассказывающие о сегодняшнем дне столичной магистрали. Экспозиция построена с учетом современных музейных технологий, сделан акцент на применение интерактивных решений, инсталляций, статичных моделей и действующих макетов.

Адрес музея: Кожевническая улица, дом 2

В советские времена к траурному павильону с паровозом относились с пиететом, зал украшали венки и склонённые знамёна, здесь проходили торжественные мероприятия, принимали школьников в ряды пионеров. В годы Великой Отечественной войны по причине исторической ценности паровоз даже был эвакуирован. В 1987 году музей облицовали серо-красным гранитом. Но уже в начале 1990-х на его территории обосновался автосалон, где по периметру были расставлены машины на продажу. После нескольких лет запустения музей был реконструирован и в 2011 году открылся уже не как ленинский мемориал, а как Музей Московской железной дороги.

Согласно городским легендам, всех, кто имел отношение к паровозу, настигала смерть. В годы Гражданской войны под Соль-Илецком его захватили красные, пристрелив офицера. В 1921 году бригада машинистов, перегнавшая паровоз в Москву, умерла от гриппа "испанка". Московские железнодорожники и бродяги, ночевавшие в паровозе, тоже скончались от "испанки". В 1923 году на субботнике его отремонтировали и покрасили в красный цвет, избрав при этом в качестве почетного машиниста В.И.Ленина. После смерти вождя мирового пролетариата паровоз доставил его тело в Москву и после этого использовался на железных дорогах. Вскоре его новый машинист отправился в ГУЛАГ, а в 1936 году в кабину попала молния, от чего ослеп помощник машиниста. В 1941 году бригада машинистов, отправлявшая ленинский локомотив в эвакуацию, погибли под бомбёжкой. В лихие 90-е владельцев автосалона, который обосновался в павильоне "Траурный поезд", застрелили киллеры.

1965-1970 гг.:


Юные ленинцы:


















После реконструцкии в музее появились новые экспонаты, связанные с историей Московской железной дороги.
















Посмотреть на Яндекс.Фотках

Привокзальная площадь не первый год перекопана и отгородилась от Садового кольца гигантским забором.



К бездомным приезжают волонтёры, чтобы накормить тарелкой супа.









Жилые здания - дома № 1, № 3, № 5.











Кожевническая улица, дом № 5. 1942-1949 гг.:




Далеко не каждая сталинка может похвастаться просторными светлыми холлами и широкими лестницами. В этом подъезде темно и душно.





Дом № 15. Кожевнические бани




На фасаде панно с изображением трудовых будней пролетариев и колхозников. После рабочего дня труженики занимались спортом, а затем шли мыться в Кожевническую баню.





















За баней кирпичное здание бывшей фабрики-прачечной.



Украшение на входе в институт "Курортпроект".



Палаты примерно XVII века. Здесь находилась редакция журнала "Знание-сила".
Палаты Кожевнической слободы, дом № 19:








Среди высотных офисных новоделов затерялись исторические особняки.
Особняк Бахрушина, дом № 6:




Кожевническая улица, дом № 16. Усадьба купца Перегудова, XVIII-XIX вв. (Московская экспериментальная трикотажная фабрика)



Кожевническая улица, дом № 18. Жилой дом Крашенинниковых, 1800 г., 1810-е гг., 1896 г. За воротами авторемонтный кузовной завод «Аремкуз»



Некоторые дома почти полностью скрыты за деревьями, но можно рассмотреть детали.

Кожевническая улица, дом № 11. 1909-1914 гг.
Детский приют был основан Императорским Человеколюбивым обществом в 1847 году в Серпуховской части, от чего получил название "Серпуховской приют на 100 приходящих детей". Для приюта во второй половине века арендовали дом Левашовых на Донской улице в современном владении №13. Приют два раза (в 1907 и 1913) во время ремонта левашевского здания переезжал с Донской улицы на Большую Калужскую и Кожевническую улицы. На снимке Серпуховской приют изображен на Кожевнической, во владении №11-13. На снимке есть подпись: "Донская ул., Серпуховской детский приют осн., 1847 года 31 марта с флигелем для наставников.:







Жилой дом 1926 года постройки.



Дом № 26 — доходный дом (1914, архитектор С. Е. Антонов), сейчас заброшен.









Некоторые жилые дома на Кожевнической выглядят похуже, чем многие сносимые хрущёвки. Можно только удивляться, почему жители не заваливают Мэрию письмами о необходимости если не сноса, то хотя бы капитального ремонта.











Tags: непарадная Москва
Subscribe

  • Мимо «Красного Октября» в красно-желтом октябре на судне «Мираж»

    У флотилии Rivertickets новинка осени: Москва-Сити — Зарядье — Москва-Сити от причала «Международная выставка». Когда мы отправлялись от этого ранее…

  • «Жыве Беларусь!»

    На «Белорусской-радиальной» восстановили скульптуру «Советская Белоруссия», которая раньше стояла на «Белорусской-кольцевой». В 1997 году из-за…

  • Парк Горького на закате

    Настало время не только холодной погоды, но и ярких сентябрьских закатов. В Парке Горького вечером начиналось все с отражения солнечных лучей в…

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments