Александр Свободин, театральный критик
"Кругозор" № 6 1965 г.

Таганка образца 2014 года - такой же молодой театр, как и полвека назад: новые лица, новые постановки. А славное прошлое здесь не забывают, вот 10 февраля в фойе открылась выставка таганских программок из домашней коллекции театралов Боуденов. С 1968 года супруги Белла и Борис Боудены и их дочь Янина в качестве зрителей ходили на таганские спектакли и оставляли на память программки, не забывая помечать на полях, понравился спектакль или нет. Так в домашнем архиве собрался почти весь репертуар Театра на Таганке, за исключением разве что "Гамлета", на этот спектакль попасть было ну очень трудно.

Выставка организована Группой юбилейного года — это команда режиссеров, художников, театроведов, менеджеров, возглавляемая Дмитрием Волкостреловым и Ксенией Перетрухиной. В рамках 50-го юбилейного сезона в Театре на Таганке Группа юбилейного года осуществляет художественный проект, посвященный осмыслению истории театра.






На открытие выставки заглянул один из старожилов этого дома - Феликс Николаевич Антипов. Он пришёл в театр в 1968 году после окончания Щукинского училища и связал свою творческую судьбу с Таганкой. В его послужном списке десятки спектаклей, включая того самого культового "Гамлета". В блиц-интервью корреспонденту ЯМОСКВЫ Феликс Антипов поделился мнением о предстоящем юбилее и об основателе театра - Юрии Петровиче Любимове.

О ЮБИЛЕЕ ТАГАНКИ:
Феликс Антипов: Понимаете какая вещь, всё невеселье складывается из определённой позиции Юрия Петровича Любимова. Но с другой стороны, это праздник, который важен для всех, - людей, которые приходили сюда десятилетиями, любили Таганку. Многие сотрудники театра работают здесь по тридцать-сорок лет и они имеют право на праздник.
Готовится очень интересная вещь, которую придумал Влад Маленко,- "Таганский фронт". Это с большой энергией делается. Праздник у нас состоит из работы. Конечно, грустно, если Юрий Петрович не присоединится к этому празднику, но думаю, он до сих пор чувствует, как мы преданы этому делу, этой службе.

О ВЫСОЦКОМ И ЛЮБИМОВЕ:
Феликс Антипов: Видимо, из спектакля "Высоцкий" ушло присутствие самого Владимира Высоцкого. Раньше была связь людей, которые с ним работали, с героем спектакля. Но интерес молодой публики не пропал. Он живет как спектакль. Если раньше это было таинство, посвящение, мистерия, то сейчас это спектакль памяти великого поэта.
Я больше чем уверен, если бы Владимир не работал в этом театре, то он всё равно бы продолжал писать и был бы поэтом. Но это был бы уже другой Высоцкий. Юрий Петрович ему очень много дал, помог сформировать его мировоззрение.
С Юрием Петровичем было всегда интересно, он привлекал артистов, которые что-то своё пишут, музицируют. Он поощрял любые творческие проявления.

О БУДУЩЕМ ТЕАТРА:
Феликс Антипов: Я думаю, преемственность в театре сохранилась. Те спектакли, которые сейчас ставят, - это всё таганские проявления и это здорово. Совсем юные ребята так серьёзно и талантливо играют. И вообще в московских театрах много нового происходит, неожиданного, смелого.

И всегда были кратки в своих как положительных, так и отрицательных «рецензиях» - не понимали авангардиста и формалиста Петровича или, откушавши коньячку в буфете, дремали в кресле.
Эта новая каверза Перетрухиной напоминает старый анекдот:
- Да не нравится мне этот Карузо.
- А ты его слышал?
- Мне Рабинович по телефону напел.
Чи, Янка и Боуден-старший – стали тем Рабиновичем, со слов и интонаций которого, забредший на выставку зритель будет судить о спектаклях гениального режиссера, чьи работы исследуют ведущие театроведы России и мира. Вправе ли Боудены судить спектакли Любимова и сравнивать его артистов с «перекормленными свиньями»? Несомненно, вправе. Делясь друг с другом впечатлениями, «напевая по телефону» друзьям и соседям о Таганке, они вправе использовать и более сильные выражения. Но то, что является семейным разговором, должно остаться семейной же памятью и храниться в чулане вместе со сломанной лыжей и растянутыми трениками, по которым ностальгирующие Боудены могут воссоздать памятные для себя события. Вывешенные для всеобщего обозрения «растянутые треники» выдают семейные тайны – уровень понимания (достаточно низкий) домохозяйкой Чи, неразвитым еще школьником Янкой и выпивающим Боуденом-папой шедевральных спектаклей Юрия Любимова. Что может сказать о «Мастере и Маргарите», куда до сих пор стремится попасть московская публика, человек с таким уровнем развития? «Чи с Янкой по прилагаемому пропуску. Хорошо, что увидели, хоть и увидели меньше, чем ждали». Поставить галочку, выпендриться перед знакомыми новой хрустальной вазой и походом на Таганку.
Дорогой зритель, не жди от Боуденов откровений о легендарных спектаклях, искрометных реплик, глубокомысленных метафор. Серость видит во всем серое, подобное себе. Средний интеллект, сильно недотягивающий до уровня мысли Юрия Любимова, стремится усреднить все, что не понимает, опустить его до своего уровня. История Боуденов понятна. И не нова.
Но странно, что эти жалкие реплики на программках оказались на всеобщем обозрении. Даже Боуден понял бы, что это продолжение политики хватких и бесцеремонных деятелей «нового искусства» Перетрухиной, Спиваковской, Банасюкевича нивелировать значимость творческого метода Юрия Любимова, значимость его спектаклей, роль Таганки в истории культуры нашей страны. Надписи Боуденов на программках могут быть отнесены к любым другим спектаклям любых других режиссеров и театров. Ничего выдающегося, ничего оригинального, ничего ценного, что-то хорошо, что-то плохо, что-то понравилось, что-то – нет, ни-че-го-о-со-бен-но-го – таков сверхсмысл этих вытащенных из мрака чулана и развешанных на стенах театра в программок, с пятнами от жирных рук (буфет – любимое место семейки Боудонов).
Наверняка, и устроители «выставки», и покровители устроителей понимают, что на «экспозицию» не будет продано ни одного билета. Но зрители, пришедшие на спектакль, непременно увидят все эти убогие попытки выставить оценку гению. И не видя еще «Доброго человека» сложат о нем мнение под воздействием перетрухинско-боуденовых стараний. Уже никогда не увидеть «Послушайте!» и «Товарищ, верь», «Павших и живых» и «Годунова», но об этих ушедших великих спектаклях зритель будет судить по тому, как Рабинович напел.
И когда Таганку начнут «сливать», в смысле, объединять с другими театрами, переформатировать и отдавать Серебренникову или Боякову, общественное мнение будет подготовлено – не, нуачё, пусть сливают, что там такого, в этой Таганке…
Edited at 2014-02-13 09:43 am (UTC)