Anna G (anna_g) wrote in moscow_walks,
Anna G
anna_g
moscow_walks

Categories:

Замоскворечье. Церковь Климента папы Римского

Оригинал взят у anna_g в Замоскворечье. Церковь Климента папы Римского

В первый день весны выбрались в Третьяковку на выставку Зинаиды Серебряковой. Но в этом посте я хочу рассказать о другом. Так сложилось, что в последнее время мне неоднократно доводилось пробегать по Климентовскому переулку, между Пятницкой улицей и Большой Ордынкой. И неизменно меня заставляла восхищенно притормозить церковь, господствующая в переулке, практически по всей левой стороне, если бежать в сторону Третьяковки. Несколько раз я просто косила глаза, на бегу окидывая ее взглядом, потом притормозила и прочла, что она названа в честь Климента - папы Римского, что на неискушенный взгляд несколько неканонично выглядит для православного храма, но это заинтересовало. Потом пару раз у меня был с собой фотик и я попыталась ее поснимать, просто так, потому что красиво. В итоге, я должна все же отдать должное этому храму на страницах блога, иначе он, похоже, меня не отпустит. Так что я совсем немного копнула – и совершенно неожиданно для себя провалилась в бездну интересного, связанного с его историей.



Невероятное количество исторических вех сплелось на карте этого небольшого уголка старой Москвы. Ну, во-первых, сам район – Замоскворечье – один из интереснейших в историческом плане, ведет свою историю аж с начала XIII века, когда этот берег Москвы-реки стали заселять как русские, так и выходцы из Орды. Климентовский переулок соединяет Большую Татарскую улицу и Большую Ордынку – сразу два географических и топонимических напоминания о пути на юг - «в Орду». В этой части исторически селились толмачи и «ордынцы» - так называли перевозчиков дани, а также казанские и ногайские торговцы.

«Храм Климента Папы Римского» на Яндекс.Картах



Низинное и не защищенное с юга никакими естественными преградами Замоскворечье, или, как тогда называли - Заречье, было удобным путем для вражеских покушений на Кремль. При Иване Грозном как раз в районе Климентовского переулка были устроены стрелецкие поселения – слободки, которые вкупе с передвижными крепостями – «гуляй-городами» помогли в конце XVI века отразить очередное нашествие, на сей раз крымского хана Газы Гирея.

Решающую роль в судьбе Московского государства играет эта территория в 1612 году во время польской интервенции. Именно в Замоскворечье складывается очаг сопротивления польским войскам и район практически полностью уничтожается в ходе боев. 24 августа 1612 года войско Минина и Пожарского именно здесь наносит решающее поражение армии Речи Посполитой. В этот день у «острожка (Климентьевский острог), что был у Климента Папы Римского» развернулись тяжелые бои между казаками, оборонявшими острог, и пехотой гетмана Ходкевича. Во время этих боев, когда войска гетмана захватили острог и церковь св. Климента, св. Авраамий (Палицын) совершил один из своих подвигов, остановив отступление казаков из острога. Как писал св. Авраамий: «казаки, убо которые от Климента святаго из острожка выбегли, и озревшися на острог святаго Климента, видеша на церкви литовские знамена… зелоумилишася и воздохнувше и прослезившеся к Богу, — мало бе их числом, — и тако возвращщеся и устремишася единодушно ко острогу приступили, и вземше его». Это и был повортоный момент борьбы ополчения с интервенцией.


Эрнст Лисснер. Изгнание поляков из Кремля князем Пожарским в 1612.

Оборонительная функция была главной для Замоскворечья вплоть до Петровских времен. После подавления Стрелецкого бунта, главными участниками которого стали обитатели стрелецких слободок Замоскворечья, стрелецкие полки расформировали. Часть восставших была казнена, а часть распределили по регулярным военным полкам. Столицу из Москвы перенесли в Санкт-Петербург, и придворные овчинники, садовники, кузнецы и монетчики лишились своих заработков при дворе. Единственными, кто почти не пострадал от перемен, были торговцы, также обитавшие в Замоскворечье. Земли, утратившие хозяев, раздавали либо высоким военным чинам, либо купцам (преимущественно тем, кто занимался поставками для армии). Постепенно Заречье становится местом обитания московского купечества. Этот факт ярко отражён и в пьесах известного драматурга, уроженца Замоскворечья, А. Н. Островского, и на полотнах живописцев П. А. Федотова, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова. Среди обитателей Заречья было много миллионеров-компанейщиков, например, Козьма Матвеев, по одной из версий на средства которого на Пятницкой построили церковь Святого Климента. И дворяне тоже не чурались этой местности, возводя здесь свои особняки.

Ныне Храм Священномученика Климента, Папы Римского является крупнейшим храмом в Замоскворечье. Он впервые был упомянут под этим именем как раз в хронике событий 1612 года. От названия храма происходит и название самого переулка.

Фото – это просто несколько ракурсов храма при движении от Пятницкой к Ордынке.


Вид на Клементовский переулок от Пятницкой

В 1657 году храм был каменным, в 1662 году думный дьяк Александр Степанович Дуров соорудил новый, с приделами Знамения и св. Николая. За этим стоит очень интересная история. Думный дьяк Александр Дуров состоял при царе Михаиле Федоровиче, в 1636 году был оклеветан и осужден на смертную казнь. Накануне казни ему было видение от взятой с собой в тюрьму иконы Знамения, которое сообщило ему, что он останется жив. То же видение в ту же ночь заставило царя пересмотреть дело и оправдать дьяка. Более того, царь вернул все надлежащие ему привилегии, наделил вотчинами и наградой из царской казны. В память о своем спасении Дуров «устрой на том месте, иде же бысть его дом, церковь каменну, украсив ю всяким благолепием в честь … Знамения».

В 1720 году храм расширил и перестроил купец первой гильдии Иван Комленихин.



Свой нынешний вид храм обрел в середине XVIII века. В 1756—1758 к нему добавили трапезную и колокольню. В 1762 прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. По официальным источникам финансировал строительство фабрикант, купец первой гильдии и богатейший прихожанин прихода Кузьма Матвеев.

Однако, есть версия, что за ним стоял Алексей Петрович Бестужев-Рюмин – канцлер Российской Империи при правлении Елизаветы Петровны. Его боярские палаты стояли в приходе храма и еще в последние годы царствования Анны Иоанновны настоятель просил «боярина» о помощи ветшающему храму. Но помощь был получена только по восшествии на престол Елизаветы Петровны. Связано это было с тем, что восшествие Елизаветы на престол совпало с днем памяти святого Климента. Императрица распорядилась в Петербурге, в слободе Преображенского полка, который первым присягнул ей на верность, соорудить церковь Преображения с приделом в честь Климента, Папы Римского. Участвовавший в перевороте Бестужев последовал примеру императрицы, и тут существование нуждавшейся в перестройке церкви Климента в Москве оказалось очень кстати и он выделил на это большую сумму. С возвышением Бестужев охладел к постройке, и она не была завершена, но вернулся к ней в 1758 году во время своей опалы и ссылки в подмосковную деревню. С восшествием на престол Екатерины, Бестужев уехал в Петербург и более к теме храма не возвращался. Упоминание во всех справочниках имени Кузьмы Матвеева может быть связано с тем, что во время опалы Бестужев был вынужден действовать через подставное лицо, коим и оказался служивший по его прежнему ведомству - иностранному – Кузьма. Эта версия была опубликована в 1862 году в газете «Московские ведомости», но официальных подтверждений ей не представлено.



Имя архитектора до сих пор остается неизвестным. Есть версия, что им мог быть А.П. Евлашев, ученик Растрелли. По другой версии авторство проекта приписывается Пьетро Трезини, крестнику Петра I, и датируется 1742 годом. Строилась церковь в 1762-1770 годах уже в отсутствие зодчего, уехавшего из России на родину в 1751 году. По обработке фасадов – это типичный памятник барочной эпохи, но в основе его пространственного решения лежит простой кубический объем, увенчанный традиционным пятиглавием, насаждавшимся Елизаветой Петровной.



Стены, обрамленные коринфскими колоннами, не имеют алтарных выступов. В общем облике храма, в членении на парадные этажи, в узорных металлических решетках, охватывающих верх здания, в обилии декора ощущается влияние дворцовой архитектуры. Как отмечал академик И.Э.Грабарь «по своему облику он выпадает из круга московских памятников данного периода, будучи наделен скорее чертами петербургской архитектуры, но архитектуры высокого стиля, притом, не имеющей прямой аналогии с творчеством ведущих мастеров Петербурга».

Внутреннее убранство церкви было реставрировано в 1900 и 1902 годах, а в 1934 году храм закрыли. Но его судьба оказалась благополучнее многих других в то время – здание было передано Библиотеке им.Ленина для фондового хранения. Ныне храм снова передан верующим и практически полностью отреставрирован.


Это уже почти совсем от Ордынки

Ну и нельзя не сказать два слова о святом, чье имя носит храм. Смутивший меня статус Папы Римского, оказывается, был обретен Климентом задолго до разделения церквей))) Климент был одним из первых христиан, крещенным, а затем рукоположенным в епископский сан самим Святым Апостолом Петром, ближайшим сподвижником которого он был. В 91 году он стал четвертым Папой Римским, а в 98 – был сослан на каменоломни Херсонеса Таврического – современного Севастополя, где проповедовал, являл чудеса и был в итоге казнен. Он широко почитаем в православной церкви как один из первых христианских проповедников в русских землях, его мощи были обретены и привезены в Рим не кем-нибудь, а самим святым равноапостольным Кириллом, и переданы Папе Адриану II, который утвердил богослужение на славянском языке и приказал положить в римских церквях переведенные книги. По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. Позже часть мощей святого Климента были привезены в Киев князем Владимиром и тоже почитались как одна из величайших христианских святынь на Руси.

Вот, как много всего можно узнать, просто заинтересовавшись красивой московской церковью…

Tags: Москва, церкви
Subscribe

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments