Falcrumx (falcrumx) wrote in moscow_walks,
Falcrumx
falcrumx
moscow_walks

Categories:

День Воздушного Флота в закрытом городе

  Друзья, я снова решил поднять такую тему, которая ставила меня в тупик неоднократно и почти пол года:)
Крайне сложно найти информацию в интернете об этом мероприятии. Я так и не нашел… В моем посте большей части будут использованы воспоминания…

Тушино 6
Авиапарад в небе над Москвой.

  Первый парад на Красной Площади состоялся 24 июня 1945 года по окончанию Великой Отечественной Войны в ознаменование победы СССР над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне. С этого момента Страна начала ежегодно проводить парады в честь Победы в Великой Отечественной Войне.

  В те годы парад был символом того, что наша Красная Армия оказалась сильнее фашистских оккупантов и силой своего народа, армии, инженерно-технической мысли, военных стратегов и руководства Страны мы победили. Одна страшная воина закончилась и началась сразу же другая – холодная война.

  Во времена холодной войны в СССР парады были больше демонстрацией мощи Советской Армии, чтобы потенциальный противник видел, что мы готовы отразить любую агрессию с его стороны.

  Главный парад страны так и остался в честь победы над фашисткой Германией, но в то же время в стране ежегодно проводились и другие парады, которые восславляли Военно-Морские Силы страны, Воздушно-Десантные Войска, а так же Военно-Воздушные Силы Страны Советов и демонстрировали мощь и новейшие прогрессивные технологии, которые разработал и воплотил в жизнь советский народ и наука.

  Парад в честь дня Воздушного Флота СССР всегда одним из самых зрелищных парадов. Этот праздник приходится на август месяц 12 го числа с 1997 года. В Советские же времена он отмечался 18 августа.

  12 августа 1912 года по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. В ознаменование этого события 12 августа принято считать началом создания военной авиации России



Небольшая справка:
Военно-воздушные силы Российской Федерации (ВВС России) — вид Вооружённых Сил Российской Федерации. Предназначены для ведения разведки группировок противника, обеспечения (сдерживания) в воздухе, защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов (объектов) страны и группировок войск, предупреждения о воздушном нападении, поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника, поддержки с воздуха Сухопутных войск и сил флота, десантирования воздушных десантов, перевозки войск и материальных средств по воздуху.

Структура авиации ВВС подразделяется на дальнюю (ДА), фронтовую, военно-транспортную (ВТА) и армейскую авиацию (АА), которые, в свою очередь, могут иметь в своём составе бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.


  В Москве с 1957 года военно-воздушные парады стали проводить на Тушинском аэродроме (до этого военные самолеты летали над Красной площадью). Люди добирались на аэродром своим ходом и разными путями: кто на переполненных трамваях, а кто на автобусах. Обратно народ обычно возвращался пешком до станции метро Сокол (тогда была конечной) – это более 5 километров!

  Воздушные парады в честь дня Воздушного Флота СССР - 18 августа с 1933 года по 1981 год, а с 1981-го года - в каждое 3-е воскресенье августа.

Тушино 3
Выброс десанта над аэродромом в Тушино.

  В Тушино был главный парад военно-воздушных сил СССР. Его транслировали по центральным ТВ каналам и на радио. На этот парад приезжали иностранцы из дружественных стран и не очень дружественных:). Все политические шишки и верхушка политбюро присутствовало на этих парадах. Последний парада в честь 50-летия Октябрьской Революции был 9 мая 1961 года. В 70-е и 80-е годы центральные авиапарады не проводились, ограничивались торжественными мероприятиями. Однако, традиция проведения воздушных праздников, посвящённых Дню Воздушного Флота СССР, сохранилась на региональном  (местном) уровне. Ежегодно воздушные праздники проводились в Монино, в Кубинке и других городах авиационной принадлежности.

Тушино
Авиапрад в Тушино

  В 20 км от Москвы расположился город Жуковский. Город на трех реках. В прошлом равнина с идеальным расположением для большого аэродрома. Город был основан в 1947 году и назван в честь известного профессора Николая Егоровича Жуковского родоначальника российской авиации. В этом небольшом городке расположился огромный летно-исследовательский институт им М.М. Громова, где проходили испытания все советские самолеты.

  Во времена советов город гремел, трясся и содрогался от, практически, ежедневных полетов в ЛИИ и работы аэродинамических труб ЦАГИ. Этот город по праву получил звание наукоград. Жуковский – город авиации. И в главном городе авиации не отмечался праздник в честь той же авиации? Да! Так было до 80-х годов…
Возмущенные летчики-испытатели такой несправедливостью выказали огромную инициативу руководству страны о проведении воздушного парад в черте города и получили разрешение на проведение ежегодного воздушного парада в честь дня ВВС над Москва-рекой недалеко от испытательного аэродрома.

  Город Жуковский – это был город интеллигенции относящейся так или иначе к авиации, в нем проживали летчики-испытатели, научные сотрудники ЛИИ, ЦАГИ, НИИП им Тихомирова, АГАТа и всех КБ страны. Это был богатый город. С прямым довольствием из Москвы. И как полагается такому городу, закрытый воздушный парад был сделан на высшем уровне, ровно на столько, насколько позволяло время и секретность (город был закрытым, а посему и зрители были только местные). За день до парада из ЛИИ прилетал МИ-8 из спасательной службы аэродрома и сбрасывал листовки с приглашением на парад, и программой полетов во дворы, а мальчишки бегали и старались собрать листовки все до единой, и кто больше соберёт, то круче всех!))) А еще бегали за этим Ми-8 и поднимали руки чтобы быстрее схватить те листовки. Но на моей памяти в воздухе так ни кто и не умудрился поймать листовки из моего двора, уж очень они быстро и легко уходили от тянувшихся к ним рук))
Как модно сейчас говорить: к месту проведения парада был налажен трансфер в виде рейсовых городских автобусов, которые снимали с маршрута в тот день и утром отвозили на берег Москва – реки бесплатно! На другом берегу располагались люди, которые добирались своим ходом: либо на машинах, либо на велосипедах. Количество машин было колоссальное! На выезде после окончания парада собирались огромные пробки! В те года люди и не знали, что такое пробки… Машин было так много, т.к. было много летчиков местных и приглашенных в гости другими летчиками, много конструкторов и научных сотрудников, которые могли себе позволить Жигули и даже Волги и Победы в 80-е годы. Т.е. это одно из не многих мест в стране, где в такой день собирались Звезды и в небе и на земле.

  Я не помню такого дня ВВС в те годы, чтобы был дождь… Может такое и было, но я не помню, хотя я не пропустил ни одного парада! Видимо тучи разгоняли в те годы более качественно, чем на МАКСах…
И вот сидя на берегу Москва-реки, свесив лениво ножки, еще не развеялся утренний холодок и многие люди пока в куртках, а солнышко уже пригревает и слепит глаза начинается подниматься рев из за деревьев и через некоторое мгновение в небо взмывает первый истребитель, разрывая воздух! Шоу начинается! В те годы летные программы были настолько зрелищными, что от неба люди вообще не отрывали взгляда и особо некогда было разговаривать даже между собой. Иногда только слышишь, как кто то комментирует или показывает свои познания в авиации называет модель взлетевшего самолета или комментируя фигуры высшего пилотажа. Рассказов о производстве, каких то характеристиках, кроме известных или о других особенностях летающих машин особо не услышишь в той толпе, т.к. секретность в 80-е годы еще ни кто не отменял, а «наблюдателей» в те времена хватало и люди не особо болтливы были на такие темы. И все же большинство базовых знаний об авиации я нахватался именно с этих парадов, слушая умных людей, которые были близки к авиации и почерпывали мои знания своим опытом.

  Самолеты взлетали один за другим, показывая мощь нашего авиапрома и мастерство летчиков-испытателей. В те дни летчики выкладывались, наверное, на все 300, 400, а может и 1 000 000 % своих возможностей:). Вытворяли в небе такое, что сейчас редко увидишь на МАКСе. Самолеты, завершившие свою программу, уходили на посадку, а следующий «актер» уже выходил на арену не заставляя себя долго ждать. Не было перерывов больших в полетах, как на современных авиашоу. Летали разные машины: МиГ-25, МиГ-29, МиГ-21, МиГ-23, Як-38, Ту-16, ВМ-Т, Су-27, Су-19 и т.д. Летали на дозвуковой скорости и на сверхзвуке! Причем сверхзвук показывали все машины способные на нем летать. Но самые зрелищные полеты были, конечно же Як-38. Хотя, по сути своей, машина самая бестолковая оказалась для армии, но самая зрелищная для парада.

Як-38-2
Як-38 ВМФ СССР завис над водой.

  Як-38 всегда летали парой. Сначала они выполняли показательные полеты, а потом зависали надо Москва-рекой с таким ревом, что я боялся, что у меня лопнут уши))). Когда пара Яков окончательно переходили в вертикальный режим, и зависали над рекой, летчики открывали кабины и махали сидящим на берегу людям. А под их машинами сильно волновалась вода от реактивных струй маршевых двигателей вертикалок. В те годы я был маленьким и боялся до ужаса полетов Як-38, но даже плача от страха я никогда не просился уйти оттуда так как зрелище было просто невероятное!) Как говорится и страшно и интересно, и что пересилит первым. Меня пересиливал интерес)))

ВМ-Т
ВМ-Т в небе над Жуковским с бочкой над фюзеляжем. Фотограф Армен Гаспарян. tankasan

a40
А-40 Альбатрос. Приводнение и взлет с водоема.



  2-ой по зрелищности был полет ВМ-Т с бочкой на спине и полет А-40 с приводнением на воду Москва-реки.
МиГ-25 выполнял свечу и этот, казалось бы, простой элемент (машина поднимается в небо под углом 90 градусов относительно земли) был невероятно красивым. Два огненных сопла на форсаже (А у МиГ-25 огромный диаметр сопел) устремлялись в верх и стремительно уменьшались по мере набора высоты!
Конечно, все полеты были интересны: МиГ-23 демонстрировал изменение стреловидности крыла, МиГ-29 и Су-27, как всегда выделывали невероятные выкрутасы в воздухе, бомбардировщики удивляли своими размерами и мощью, а летчики заставляли за них боятся и восхищаться их мужеством и профессионализмом!

МиГ-23
МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла в воздухе.


  По завершению парада преобладающее большинство людей уходило в городской парк на празднование дня Воздушного Флота СССР с народными гуляниями, плясками, спектаклями и праздничной кормежкой и выпивкой) В парке так же выставляли несколько машин из ЛИИ для статичной стоянки и люди подходили, смотрели, фотографировались и восхищались Нашими самолетами. Не было никаких оград и кордонов милиции. Было все интеллигентно, без пьяных дебошей, без разборки самолетов на винтики и было очень весело и патриотично на таком замечательном дне, посвященном Дню авиации и Военно-Воздушному Флоту СССР!

  Закончились парады в 1991 году. В 1992 году прошел первый авиасалон на территории ЛИИ. Он показал себя перспективным и уже в 1993 году началась эпоха МАКСа…

P.S. пока писал этот пост пережил те замечательные дни еще раз. Как будто побывал там опять! Сам себе поднял настроение;)
Улыбайтесь чаще и пусть таких дней у каждого из нас будет достаточно!:)
Subscribe

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments