
Большой зал Консерватории - один из лучших залов Москвы и России, где проходят концерты классической музыки. И самый любимый ещё с детства - здание Консерватории находится рядом со школой, в которой я училась. Консерватория была как дом родной, и поэтому её реставрация вызывала некоторое беспокойство, как бы чего не испортили. Ведь, Консерватория по великолепной акустике была признанным мировым шедевром. Но всё прошло благополучно - аккустику не испортили, освещение и кондиционирование воздуха улучшили, сделали красивую подсветку сцены во время выступления артистов. В общем, здесь всё располагает к приятному времяпрепровождению и наслаждению музыкой во время концерта.
1. А в антракте можно полюбоваться интерьером и оформлением фойе. По замыслу основателей, Большой зал Консерватории должен был воплотиться в подлинный храм музыки. Его вестибюль, разделяющийся на три нефа, был построен в духе античного храма. Наверх из гардероба ведут две величественные лестницы.

2. В 2010 году началась грандиозная реставрация консерваторского комплекса, предполагавшая возвращение исторического (1898-1901) облика всем концертным залам и учебным корпусам. Тогда же был воссоздан огромный витраж "Святая Цецилия" в фойе партера. Цецилия - святая римская дева-мученица III века. С XVI века святую Цецилию почитают покровительницей церковной духовной музыки. Согласно преданию, она молилась Богу и пела духовные песнопения в то время, как её вели к венцу против её воли, а вокруг упражнялись в пении язычники. В дальнейшем Цецилия приняла мученическую смерть, твёрдо исповедуя христианскую веру. Мощи Цецилии покоятся в римском храме Святой Цецилии в Трастевере.
Стеклянное полотно, выполненное в 1901 году в витражной мастерской Северного стекольно-промышленного общества, погибло во время Великой Отечественной войны. В 2010 году оно было воссоздано в петербургской мастерской В. Лебедева. Витраж был освящен выпускником консерватории, митрополитом Волоколамским Иларионом.

3. Обновленный интерьер консерватории решён в светлых тонах. Вестибюль и фойе партера украшены колоннами и лепниной.

Вид в сторону гардероба
4.

5. В центральной части фойе партера сейчас представлена экспозиция к 80-летию Альфреда Шнитке (1934-1998) - композитора, теоретика музыки и педагога, одного из наиболее значительных музыкальных деятелей второй половины XX века.

6. А в правой части фойе фотовыставка "Альфред Шнитке и его современники".

7. Бюст Святослава Рихтера -одного из крупнейших пианистов XX века, известного своей виртуозной техникой, огромным репертуаром и глубиной интерпретаций. Рихтер был основателем ряда музыкальных фестивалей, включая "Декабрьские вечера" в ГМИИ им. Пушкина. К сожалению, почему-то почти нигде не указано авторство скульптур и картин.

8. В настоящее время на стене фойе перед входом в партер (на фото - справа) располагаются портреты Мендельсона и Гайдна, найденные спустя много лет и отреставрированные.

9. Ещё в фойе Большого зала Консерватории находится знаменитое полотно И.Е. Репина "Собрание славянских, польских и чешских композиторов". Известно, что изначально полотно создавалось для ресторана "Славянский базар" на Никольской улице. Это четырехметровое полотна стало первым коммерческим заказом тогда еще мало известного 28-летнего художника. Список композиторов для картины составил Н.Г. Рубинштейн, директор московской консерватории того времени. К удивлению музыкального и художественного критика, историка искусств В.В. Стасова, Рубинштейн по своим личным мотивам не стал включать в список своих современников Бородина и Мусоргского.

И. Е. Репина. Славянские композиторы, 1872
10.

11.

12.

13. Были восстановлены в историческом виде все изысканные решетки перил.

14. Слева у стены в левой части фойе - бюст румынского композитора и скрипача Джордже Энеску (1881-1955), справа - Бела Барток (1881-1945) - венгерский композитор, пианист, педагог, музыковед-фольклорист.

15. Бюст Яна Сибелиуса (1865-1957) - финского композитора шведского происхождения.

16. Портрет Ференца Листа (1811-1886) - венгерского композитора, пианиста-виртуоза, педагога, дирижёра, одного из крупнейших представителей музыкального романтизма. Может быть, кто-нибудь уточнит насчёт авторства картины.

17.

18. Арки украшены барельефами, люстры сверкают.

19.

20. Большой зал, окрашенный, как и прежде, в светлые тона, украшают портреты русских и зарубежных композиторов. Над сценой расположен барельеф Н.Г. Рубинштейна. В 1901 году в зале был установлен орган работы мастера Аристида Кавайе-Колля. Величайший инструмент, заказанный в Париже, уступал размерами только органу Домского собора в Риге. Орган был сделан на средства железнодорожного магната барона фон Дервиза, дети которого обучались у П.И. Чайковского. Многие специалисты приравнивают ценность органа Большого зала к скрипкам Страдивари. В 1988 году органу был присвоен статус художественно-исторического памятника. Сходными с этим органом являются два инструмента - Брюсселькой консерватории и Схола канторум в Париже. Одновременно на сцене могут разместиться оркестр в 130 человек и хор в 200-250 человек. Вместимость Большого зала около 1800 мест (партер, ложи и два амфитеатра).

21. Изначально 14 овальных портретов-медальонов классиков русской и западноевропейской музыки были выполнены для концертного зала Н.К.Бондаревским. В 1953 году изображения Г.Ф. Генделя и Й. Гайдна заменили портретами М. П. Мусоргского и А. С. Даргомыжского (художник Н. П. Мещанинов), а К. В. Глюка и Ф. Мендельсона - портретами Ф. Шопена и Н. А. Римского-Корсакова (М. А. Суздальцев). Портреты Генделя и Глюка были утрачены, а Гайдна и Мендельсона висят в фойе.

22. Фойе 1-го амфитиатра - здесь располагается экспозиция из истории Московской Консерватории.

23.

24. Скульптура критика В.В. Стасова.

25.

26.

27.

28. Главное достоинство Большого зала - его превосходная акустика. Архитектор В.П. Загорский, автор здания Консерватории, добился ее путем сложных расчетов пропорций пространства, подбора материалов, создания двойного резонирующего потолка с промежуточной прослойкой воздуха. "Раковина" сцены представляет собой полый деревянный ящик, отлично отражающий звук.

29. Этим декабрьским вечером в Консерватории проходил концерт хоровой капеллы Юрлова под управлением Геннадия Дмитряка (к 95-летию коллектива). В концерте принимал участие симфонический оркестр Москвы "Русская филармония". В программе - в первом отделении исполнялись произведения Родиона Щедрина, во втором - музыка из оперетт Зуппе, Легара, И. Штрауса, ведущим был Артём Варгафтик.

Орган фирмы «А. Cavaille-Coll» («Кавайе-Коль») (Париж, Франция) 1899 года. Экспонировался в Париже на Х Всемирной Выставке в 1900 году