Недалеко от метро стоит Церковь Николая Чудотворца на Болвановке (Верхняя Радищевская, д. 20). Существует предположение, что первый, деревянный храм был построен в 1506 году в центре Таганского холма ремесленниками-болванщиками (основа для производства шляп). Каменный храм, сохранившийся до наших дней, был построен под руководством талантливого московского зодчего Осипа Старцева. Старцев выступил как весьма консервативный архитектор (предполагают, что его консерватизм был обусловлен несогласием с петровскими реформами), и церковь была выстроена им в традиционном московском стиле — так называемом «московском барокко», однако более архаичном, чем предыдущие его постройки. Впоследствии церковь сильно пострадала во время пожара в середине XVIII века, в частности, был практически полностью утрачен первоначальный белокаменный декор. Он неоднократно восстанавливался и обновлялся на средства прихожан. Около 1920 года храм был закрыт, разорён и отдан под учреждения. В 1944 году, при строительстве станции метро «Таганская» была предпринята попытка разрушить храм, но от окончательного уничтожения его спасло присвоение статуса памятника архитектуры. В 1990 году церковь была возвращена верующим и была начата реставрация, которая сейчас уже почти закончена.
Отсюда по 5-му Котельническому переулку можно дойти до другой церкви - Храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (Гончарная улица, д. 29). Первые упоминания о деревянном Успенском храме, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века. В 1654 году местные гончары построили себе уже каменный храм. В его оформлении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил и работал в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Между 1764—1774 годами была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы храм приобрёл окраску, которая осталась до сих пор. В 1812 году Успенский храм был разграблен войсками Наполеона. К 1836 году храм был восстановлен и частично перестроен. Сохранившаяся до настоящего времени ограда храма была построена в начале XIX века. Иконостас оформлен в стиле XVII века, в нём сохранились старинные иконы XVII—XVIII веков. В 1948 году по взаимной договорённости Русской и Болгарской Православных Церквей Патриарх Алексий I благословил устроить в этом храме Подворье Болгарской Православной Церкви в Москве.
Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Икона получила своё название в память исцеления Пресвятой Богородицей через приложение отсеченной руки святого Иоанна Дамаскина. В России эта икона почитается с давних времён, здесь пребывает немало списков с первоявленного образа, некоторые из которых также считаются чудотворными. В 1661 году один такой список был прислан из Афонского Хилендарского монастыря в дар Патриарху Никону и поставлен в 1663 году в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. В 1716 году с этого списка был снят другой список, с тех пор пребывающий в Успенском храме. Существует мнение, согласно которому, именно благодаря заступничеству этой святыни Успенский храм не закрывался даже в самые тяжёлые периоды российской истории и сохранил все свои колокола.В настоящее время для облегчения доступа к иконе всех желающих на наружной западной стене храма в изразцовом киоте помещён ещё один список с этой чудотворной иконы.
Напротив Храма Успения Богородицы стоит усадьба П. И. Антипина (Гончарная улица, д. 27) , построенная в 1838 году в стиле классицизма. За домом схранился приличного размера парк, большая часть которого теперь отошла к Дому русского зарубежья им. А.И.Солженицина.
Еще одно здание на этом углу - особняк А.И. Зимина, построенный в 1912 г. по проекту архитектора В.Д. Адамовича в стиле псевдоклассического модерна(Гончарная улица, д. 34). В. Д. Адамович (1872 - 1941) - русский архитектор, реставратор, преподаватель. Закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с серебряной медалью. Помогал Ф. О. Шехтелю при постройках особняков З. Г. Морозовой, Н. В. Кузнецова, собственного особняка Шехтеля в Ермолаевском переулке.
За ним видна надпись "Бункер-42". Там вход в бывший ЗКП "Таганский" или ГО-42, который находится на глубине 65 метров под землей. В 1956 году этот объект общей площадью более 7000 м2 был принят государственной комиссией и передан Министерству обороны. В 1960-х годах Бункер-42 был полностью оснащен всем необходимым на случай ядерного удара. Запасы продуктов, топлива, системы регенерации и очистки воздуха, подачи питьевой воды могли обеспечить боевое дежурство личного состава на протяжении нескольких месяцев. В настоящее время это - экспозиционный комплекс, который открылся в 2006 г., где проводятся экскурсии, дающие возможность погружения в атмосферу эпохи "холодной войны".
На этот же перекресток выходит очень большой "сталинский" дом (Гончарная улица, д. 26), построенный в 1953 г. Здесь жили генералы - герои Великой Отечественной войны, герои и дважды герои Советского Союза, впоследствие маршалы различных родов войск - Ф.А.Агальцев, Г.А.Ворожейкин, А.И.Леонов, А.И.Прошляков, И.И.Федюнинский, И.И.Гусаковский.
Пройдем дальше по Гончарной буквально несколько метров до перекрестка с 1-м Котельническим переулком. На этом перекрестке обращает на себя внимание старинная усадьба купца С.С. Солодовникова (Гончарная ул., 18), который прославился в столице как владелец Солодовниковского пассажа на углу Кузнецкого Моста и Петровки. Здание усадьбы было построено в первой половине XVIII века и за время своего существования было несколько раз перестроено в соответствии с архитектурными тенденциями нового времени. В настоящее время в усадьбе преобладает стиль эклектики, который скрыл первоначальный облик здания в стиле классицизма. Оригинальными сохранились только белокаменные ворота, отмечающие вход на территорию усадьбы. Кованная ограда сохранилась с времен строительства главного усадебного дома.
На противоположной стороне, через 1-й Котельнический переулок находится «Дом с палатами», городская усадьба Шапкиных - В.П.Щукина - М.Ф.Михайлова. Строительство палат датируется серединой XVII века, которые в последующем были в стиле классицизм. Особняк отличается оригинальным решением фасада. На первый взгляд, колоннада, античный портик, строгая симметрия – это типичные признаки классицизма второй половины XIX века. И в то же время нельзя забывать, что «базой» для реконструкции усадьбы, осуществлённой гражданским инженером и архитектором Н.Г. Фалеевым в 1860-80 годах, служила характерная древняя московская постройка, и сохранить самобытные черты зодчества XVII столетия инженер считал своей обязанностью. Так, портик коринфского ордера, словно бы надетый поверх старинных палат, включает семь пилястр, причём одна из них «повисает» над аркой во двор, а другая практически скрыта необычной формы эркером на углу здания.
Ниже по переулку переулку находится церковь Святого Николая в Котельниках. Первые упоминания о деревянной церкви, расположенной на месте современного храма относятся к 1547 году. Эта церковь была построена в слободе котельников и называлась церковь святой Троицы в Старых Кузнецах. В 1625 году, на месте сгоревшей Троицкой церкви строится деревянная церковь Николая Чудотворца в Котельниках. Согласно архивным данным в 1657 году купцы Строгановы строят на месте деревянной церкви новый каменный Никольский храм со своей родовой усыпальницей. Палаты Строгановых были рядом на месте усадьбы Тутолмина, о которой я писал ранее. В 1688 году на средства Строгановых Никольская церковь вновь перестраивается. В 1822 году на средства Сергея Михайловича Голицына было начато строительство нового храма, сохранившегося до настоящего времени. Авторами проекта стали архитекторы Бове и Жилярди. 24 августа 1824 года (по старому стилю) Никольский храм был освящён митрополитом Московским Филаретом.
Продолжение следует.
Community Info