Михаил (doc_chaev) wrote in moscow_walks,
Михаил
doc_chaev
moscow_walks

Category:

Прогулки по Таганскому холму. Часть 3.

 Продолжим прогулку. От  памятника Дмитрию Донскому поднимемся вверх по Верхней Радищевской улице  (в прошлом Верхняя Болвановка)  до  пересечения   с Тетеринским и Рюминым переулками. На этом перекрестке в первую очередь обращает на себя внимание обширный комплекс зданий,  бывшая усадьба Баташева. Иван Родионович Баташев, из рода тульских оружейников и железозаводчиков, в 1798 году купил участок на Таганском холме и решил построить здесь  дворец.  Размах и богатство  отделки дают основания причислить дворец к числу лучших в Москве. Руководство работами осуществлялось крепостным архитектором М. П. Кисельниковым, им же были выполнены и скульптурные украшения. Строительство велось на участке площадью в три гектара, представлявшем собой одно из крупнейших домовладений в тогдашней Москве.  Главное здание соединялось с двумя флигелями, расположенными по бокам парадного двора, крытыми галереями (на сегодняшний день не сохранились).


Размах сооружения поражает.  Дворец в плане представляет букву Г.  Причем фасадная часть – это меньшая палочка, за которой спрятаны основные площади.  Примечательна монументальная чугунная ограда с парадными воротами со стороны  улицы, украшенными нишами, раковинами и фигурами львов. Эту ограду, отлитую, вероятно, на выксунских заводах Баташевых ,многие  сравнивают с решёткой петербургского Летнего сада. При захвате Москвы французами в 1812 г. здесь квартировался генерал Мюрат, не смотря на  это во время пожара и грабежа Москвы  усадьба значительно пострадала.  После этого она была отремонтирована и частично перестроена.


  После революции 1917 года больница получила название «имени Всемедикосантруда», затем более упрощённое «больница имени Медсантруд» или просто «Медсантруд», а сейчас   Городская клиническая больница № 23.

По адресу Верхняя Радищевская улица, дом 1 (напротив флигеля баташевского дворца) расположен небольшой городской дом в классическом стиле, который относят к концу XVIII века. Во всех источниках значится одинаково: " дом купца П.Ф.Дранищева". На прикрепленной табличке написано просто "жилой дом". Вход в здание расположен во дворе, где в первой половине 19 века были осуществлены пристройки к зданию.


Напротив "дома  купца П.Ф.Дранищева", на другой стороне Верхней Радищевской находится бывшее  здание "Товарищество И.П. Хлебников, Сыновья и Ко" , ювелирной фирмы, не менее известной в свое время, чем "Фаберже". Хлебников Иван Петрович (1819-1881) сначала работал в Петербурге,  а 1870-1871 гг. перебрался в Москву. Имел звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества" и занимал ведущее место среди мастеров московской ювелирной школы.  После его смерти дело продолжили сыновья  Михаил, Алексей и Владимир, которые создали «Товарищество Хлебников И.П., сыновья и К°», работавшее до 1918 годаНовое здание фабрики Хлебниковых было построено в 1907 г. по проекту архитектора Адо́льфа  Эрихсо́на (1862 — 1940) — русского архитектора со шведскими корнями. Эрихсон был  крупным  мастером московского  модерна с узнаваемым индивидуальным творческим почерком, по проектам которого построено большое количество зданий в Москве.  Наиболее известны его проекты зданиий Торгового дома И. В. Юнкера на Кузнецком Мосту, издательства Сытина на Тверской, ресторанов «Прага» и «Яр». В новейшие времена это место было известно пивным рестораном "Метро", в подвале которого стояли несколько переоборудованных для веселого отдыха метровагонов. Сейчас здесь расположился банк "Открытие".


Напротив фабрики, через Рюмин переулок,  находится бывшая городская усадьба Д.Ф. Беляева – это хорошо сохранившийся к нашим дням образец московского модерна. Особняк принадлежал потомственному почетному гражданину Д.Ф. Беляеву, который перестроил это здание в 1903 году из более старого дома. Все строительные работы были выполнены по проекту архитектора А.А. Галецкого, еще одного видного представителя русского модерна. До сих пор усадьба Беляева привлекает внимание необычной оградой, которую по слухам проектировал сам Шехтель, красивым мозаичным панно с изображением маков и лепниной в виде вишневых веток. Ранее на территории усадьбы располагался большой сад, но потом был отрезан и застроен.


Спустившись по Тетеринскому и Землянскому переулку, можно выйти на Николоямскую улицу . Здесть стоит посмотреть на Церковь Симеона Столпника за Яузой, которая  впервые упоминается в 1600 году, когда Борис Годунов повелел поставить здесь храм в честь святого, в день которого он венчался. Вероятно, это был деревянный храм, позднее замененный на каменный − по крайней мере, в 1657 году храм уже значится каменным. В XVII веке слобода вокруг храма получила прозвание Семеновской − по названию прихода. Первоначально это была ямская слобода, но со временем все ямщики перебрались отсюда за Земляной вал, и их место заняли торговцы.  Прихожане церкви Симеона Столпника решили на свои средства перестроить и обновить обветшавшее здание. В 1731 году основной объем старого храма разобрали и построили новый.   В 1792 году, на средства С. П. Васильева и И. Р. Баташёва, началось строительство храма, с сильными изменениями, который и дошел до наших дней. Кому принадлежит проект храма, точно установить не удается. Есть предположение, что это кто-то из Казаковых − Матвей Федорович или Родион Родионович.  Строительство храма проходило непросто. В 1798 году в практически законченном здании обрушился купол, повредив при этом стены. К 1812 году строительство было закончено и храм был готов к освящению, которому на этот раз помешали французы, захватившие Москву. Во время большого московского пожара храм был разграблен, сгорел новый иконостас. В итоге освящение новой церкви Симеона Столпника состоялось только в 1813 году.  В 1847 году был сделан новый иконостас по проекту архитектора Чичагова, а немного позднее, в 1851 году, в приделах установили меньшие иконостасы по его же проекту. В 1863 году приход Симеоновской церкви приобрёл новый большой колокол весом в 418 пудов (6847 кг). Для его размещения пришлось строить новую трёхъярусную колокольню. Колокольня, отчасти повторяющая своим декором основной объём храма, была построена по проекту Козловского. В 1898 году перестройкой церкви занимался архитектор Н. В. Розов. В итоге к концу XIX века храм выглядел так.


Огромное здание храма в стиле классицизм смотрелось на Таганском холме величественно и видно было издалека. Основной объем храма − центрический, с высокой ротондой, поставленной на четверик с портиками. Четверик вполне пропорционален ротонде, но сейчас последняя визуально выглядит выше, чем изначально, за счет трех ярусов окон, прорубленных в ней в советское время. Прежде же в ротонде были высокие окна с полукруглыми завершениями, их обрамляли парные пилястры.  В конце 1920-х годов возникла угроза закрытия Симеоновской церкви. Её тогдашний настоятель, протоиерей Николай Беневоленский перенёс чудотворный храмовый образ святого Симеона Столпника и особо чтимую икону святителя Димитрия Ростовского с частицей мощей (XVIII век), в соседнюю Покровскую церков.  В советское время здание храма  передали в Московский институт повышения квалификации инженерно-технических работников Мосгорисполкома. До 1990-х храм так и оставался в ведении Мосгорисполкома. Здание полностью перепланировали и сделали семиэтажным, пробив в ротонде 3 ряда окон. Колокольню сломали до первого яруса. Здание храма постепенно ветшало и в итоге к концу прошлого века приобрело плачевный вид. В 1995 году после реставрации возобновились богослужения, при храме открыли воскресную школуЦерковь Покрова Богородицы на Лыщиковой горе,  богослужения в которой не прерывались, исключая короткие промежутки времени, более 300 лет. Она пережила Смутное время, нашествие Наполеона, революцию и воинствующий атеизм. Здесь служили патриархи Тихон, Пимен и Алексий, хранились священные иконы из храмов, закрытых в советское время.


От Николаямской улицы отходит маленький Лыщиков переулок, в конце которого стоит Покровская церковь.  Каменную церковь на этом месте построили в 1696 году.    В следующие 100 лет церковь  пережила два больших пожара, в 1737 году и в 1748 году. На церкви «кресты покривились и кровли погорели на алтарях и трапезах». В 1795 году начали ремонт и 16 мая 1797 года церковь  заново освятили.  В 1812 году затеяли ремонт, но французы помешали.  Покровская церковь была разграблена и поругана солдатами неприятеля.  Отремонтировали Покровский храм в 1814 году.  В 1838 году сделали пристройку необычной формы что, было вызвано не только потребностью в новых внутренних помещениях, но и влиянием архитектурной моды. Вот фотография церкви конца XIX века.
                                 


После революции 1917 г. службы в церкви продолжались, но новыми властями было  изъято 8 пудов 7 фунтов и 72 золотника серебра – это примерно 130 кг серебряных окладов с икон и Евангелий, потиры, напрестольные кресты, кадила, лампады и прочее.  В ноябряе 1923 года состоялось первое Патриаршее служение в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. Патриарх Тихон служил литургию.  После этого Патриарх еще дважды служил в церкви. В августе 1944 года в церковь Покрова назначили нового настоятеля – протоиерея Н. Н. Сарачева. Именно он со старостой храма И. В. Каневской написал И. В. Сталину о вкладе Покровской церкви в фонд обороны крупной суммы денег. Вскоре в Покровскую церковь пришло благодарственное письмо за подписью Сталина. Наверное, оно послужило защитной грамотой – церковь с тех пор не трогали . Долгие годы Покровский храм хранил священные реликвии из соседних церквей. Например, икону святого апостола Иакова Зеведеева из храма Иакова Зеведеева в Казённой слободе (у Курского вокзала);  икону преподобного Симеона Столпника, о которой я писал выше.


Чтобы вернуться на Верхнюю Радищевскую улицу, воспользуемся «тайными тропами». В месте пересечентя Тетеринского и Землянского переулков есть лестница.


По ней можно подняться до Таганского тупика, где находится музей Владимира Высоцкого.


И по тупику добраться до Театра на Таганке.


 Вот и закончилось наше путешествие.
Subscribe

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments