Тишинский рынок получил свое название от площади.
Название известно с XVIII века. Его происхождение связывают с названием местности Тишина, которое в этом случае означает не только "отсутствие крика, шума, стука", но и "мир, покой, отсутствие тревоги". (Даль).
1922 г.
Тишинский рынок, Тишка, Тишинка - это был культовый блошиный рынок.
На Тишинской площади торчит монумент «Дружба навеки» в честь двухсотлетия присоединения Грузии к России — первая скульптура З.Церетели в Москве. С него и началась оккупация Москвы Церетелли. Обычно мы встречались у него и шли на барахолку.
На Тишке можно было встретить Агузарову, Петлюру и прочее. Богема, неформалы, всякие темные и светлые личности водились там в изобилии.
Мы ходили на Тишку потусоваться и за добычей.
Отдохнуть можно было в "Шкуре" - кафе неподалеку. Вроде бы, "Шкурой" оно называлось от того, что раньше в нем висела шкура медведя.
Очень хороший рассказ о Тишинке Арины, (в сети его копипастят совершенно бессовестно):
Как-то раз, лет 15 назад, поехала на Тишинку – купить себе ботинки на осень. Какие-нибудь этакие, чтоб больше ни у кого и никогда. Долго бродила, роясь по кучам. Привередливые бабульки - торговки строго следили, чтоб не нарушался порядок наслоения шмотья, наваленного ими прямо на газетные подстилки на земле – поплоше внизу, покруче (по их разумению) на виду, на «витрине». Ботинки я себе тогда так и не купила. Повстречала телефон. Черный, эбонитовый, «как у Сталина в Кремле». Читать дальше.
Воспоминания о Тишинке разных людей:
"На Тишинке в выходные можно было встретить всю интеллектуальную среду Москвы. Если кого-то не застал на Тишинке, значит он уже сидит неподалеку в кафе «Шкура», демонстрирует друзьям приобретенные сокровища, выстраивает планы, как их применить в деле. Тишинка, не догадываясь об этом, формировала стиль в одежде культурного москвича (я помню за 90-е), приобретенные там вещи и предметы быта служили костюмами и декорациями для авторских спектаклей и кино. А для кого-то Тишинка и иже с ней продлевали жизнь. Вообщем, не такие уж они незначительные места города, как некоторым кажется, эти блошиные рынки".
(Кто) в 90-е каждый выходной посещал знаменитый блошиный рынок «Тишинку» в Москве (как музей), ища творческого вдохновения в индустриальном мусоре, потрепанной или немодной одежде и предметах быта. Рынок, который оказал огромное влияние на отечественную андеграундную культуру 90-х. Со своим казалось, вечным микро-кафе «Шкура», где богема хвасталась трофеями с рынка, а посетителей бармены называли ангелами! «О, ангел пришел!» Стиль одежды «Мертвый полковник», придуманный Гариком Ассой (пиджаки не по росту, купленные у офицерских вдов), интерьер камерных спектаклей в подвале у Клима (известный сегодня театральный режиссер), вторая (функциональная) жизнь предметов советской повседневности в художественных сквотах".Кондакова Таня.
"Чудным местом была эта Тишинка... Описывать мистические переживания от наблюдения её деревянных улочек, прогнивших настилов, каменных башенок и специфической публики нет никакой возможности без кручинных и скоротечных слез. Тишинка была субботним сбором всех продвинутых нонкомформистов города. Я как сейчас вижу себя скудельного, в пельчатой кожаной курточке, осенним холодным днем, вяло-шатающегося, бахнутого в подворотне возле кафе «Шкура» фенамином (например) взятым «у старух» у зеленого забора и смотрящего на многообразие слякотного вязкого болота под ногами, которое плавно перетекает в угрюмые почерневшие и накренившиеся стены, смежающиеся над головами беспорядочно снующих людей". Юрий Звездный
"Тишинка была и местом сбора людей по интересам, и в то же время там собирались все. Мотоциклисты (рокеры), панки, музыканты, писатели, художники и просто те, кто «в теме». Слово было странное, «неформалы» — так нас иногда называли. Типа маргиналы, но с расширенным смыслом. Недалеко от рынка располагалась «Шкура», в этом небольшом кафе в полуподвале бармен Серёжа варил вкусный кофе по-турецки, и мы часто сидели чуть ли не на головах друг у друга, отогревались с мороза и общались. Обменивались книгами, кассетами с музыкой, фильмами, узнавали новое. Фильмы Бунюэля, Вендерса, Фассбиндера и других мастеров я увидела впервые благодаря тому культурному обмену на Тишинке". Татьяна Brunetta.
«Тишинка» — это целый культурный пласт. Там знакомились и создавались пары. Велись философские диспуты, рождались творческие идеи и снималось кино. Это был первый клуб неформальной молодежи под открытым небом. Первая тусовка фриков. А на самом деле — рынок, барахолка. Туда ходили каждые выходные летом и зимой — ловить исчезающую эпоху, искать раритеты, модно одеваться по дешевке. Один раз там даже продавали шелковую красную рубаху в пятнах крови. Там я загнала свое мажорское выпускное платье — хватило на несколько бутылок пива.
Ольга Каминка «Мои 90-е».
"...Тишинская площадь, откуда выросла почти вся творческая богема города, от Маши Цигаль до издателей Птюча и ОМа. Где в кафе "Шкура" мы с друзьями намечали планы на оставшуюся жизнь и на ближайший вечер, и откуда стартовали на первые рэйвы Мобиле или Гагарин-пати, или на концерт "Звуков Му", а после него - на Измайловский вернисаж. А теперь тут Кобзон и Берл-Лазар выстроили чудовищный "многофункциональный комплекс", куда даже журналисты-алкоголики из соседней с Тишинкой газеты "Спорт-Эксперс" боятся заходить - в страхе получить дубинкой за несоответствие их вида месту". hasid.livejournal
"Модники с Тишинки.
...А панки очень кстати открыли для себя Тишинку - Тишинский рынок, где, по воспоминаниям знаковых персонажей, "продавались в то время чекистские формы, жирнейшие польта и всяческие кителя". Отсюда и выросла "тишинская неформальная мода", высоко оцененная и даже возведенная в ранг искусства многочисленными западниками, наводнявшими перестроечную Москву. Так, для одного неприкинутого новобранца из провинции столичные братья-панки раскопали удивительное изделие совпрома - высокие рабочие ботинки липецкого завода, на носу которых был наварен резиновый шар - протектор от падающих на ноги тяжестей. Из этих ботинок торчали его ноги в вареных джинсах с лампасами из английских булавок (непременная деталь панковского прикида тех лет). Утеплили приезжего бесформенным советским пальто чуть ниже колена, а на выбритые виски водрузили кепку-аэродром - характерный атрибут главных модников Москвы тех лет - гостей из солнечной Грузии. От таких комплектов одежды прохожие на улицах впадали в ступор, а на милиционеров они действовали как красная тряпка на быка. Хотя подобные гремучие смеси собирались из привычных в то время предметов советского гардероба".
Источник.
Фото Дмитрия Борко из серии "Последний год Тишинского рынка. Фото 1-16.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. 8.
9.
10.
11.
12.13.
14.15.
16.
Фото Владимир Лагранж.
На Тишинском рынке снимали "Операцию "Ы".
1965 г.
"Вокзал для двоих".
1982 г.
1989. Тишинский рынок и мода. Не знаю, кто снимал и к чему.
И напоследок, рассказ Николая Климинтовича (отсюда):
"...Так вот, значит, Тишинка. Не без понятного волнения входишь под ее изящные ажурные своды, невольно с опаской поглядывая вверх. Нет, держатся, кажись, своды-то. А ведь когда-то...никакой крыши над этим тихим местом не было вовсе. А была одна из самых замечательных московских толкучек под открытым небом. Это сейчас тут сплошные бутики и лавки с изящными изделиями заграничных мастеров, часы из Швейцарии и японские зажигалки. А прежде торговали на Тишинке разнообразной, скажем прямо, восхитительной дрянью.
Помимо цветов полевых и садовых, квашеных огурцов с капустой и моченых яблок, здесь можно было приобрести множество других полезных для здоровья вещей. Торговали поношенными штанами, валенками, детскими колясками б/у, неработающими телевизорами, косыми торшерами, настенными часами с кукушкой. Помнится, в самом начале перестройки, когда по стране прокатилась волна робкого частного предпринимательства, иначе говоря, мешочничества и первичной легальной спекуляции, я часто заглядывал на Тишинку. Много полезного товара предлагали оборванные зачуханные продавцы, как-то: майонез из ближайшего магазина и постное масло в целлулоиде, заплесневелые пачки сигарет «Пегас», списанные на каком-нибудь складе, ржавые гвозди и пустые жестяные банки из-под пепси-колы. Однажды я наткнулся на мужичонку, который торговал перегоревшими лампочками накаливания. Даже меня, бывалого, это удивило. Я спросил у торговца: берут ли? Берут, утешил он меня. Но зачем? А как же, говорит, вот ты вывернешь лампочку в подъезде, а эту на ее место вкрутишь. И получится, будто так и было… Ужасть какой храбрый русский народ, как говорил некогда Подколесин своей невесте Агафье Тихоновне по другому, правда, поводу.
Помнится, здесь же была и комиссионка, пользовавшаяся немалым успехом у самых продвинутых московских модников, не знавших тогда еще слова «секонд-хенд». Ибо в те годы ранней демократии столица переживала очередную волну моды на ретро. Покупали драп и крепдешин, бурые от времени кружева ручной вязки, немыслимой красы сарафаны в цветах из довоенных сундуков, чуть побитые молью френчи, косоворотки, шали, широченные белые штаны с манжетами, до войны отчего-то звавшиеся теннисными, с желтыми от старости мелкими пуговицами на ширинке…
Однажды и мне здесь немыслимо повезло. В темном углу на гвозде я приметил коричневой кожи длинное пальто, подбитое болотного цвета шерстяным шинельным сукном. Это была столь головокружительная вещь, что я побежал занимать 100 р. Всем шинель была хороша, длиной почти по щиколотки, с высоким воротником, не пробиваемым ветрами, с шикарным стильным разрезом на подоле. Вот только была она невероятно тяжела в носке. Но я был молод и спортивен, и носил ее, не сутулясь и не сгибаясь. Позже кто-то из знающих людей, увидев это пальто на мне, поведал, что во время войны такие присылали нам в Россию в комплекте с «виллисами» по ленд-лизу. Предназначались они для водителей, но командиры, разумеется, их тут же отбирали, и, сказал ветеран, многие генералы щеголяли в таких на фронте. Историческая вещь! Я носил пальто гордо и долго.
Шли годы, возрастные изменения фигуры в области талии привели к тому, что пальто перестало сходиться. И в какой-то момент зимой на даче я подарил его более худощавому соседу в благодарность за услуги по электрической части…
Нет больше таких пальто. И не будет. Как, сказал мне кто-то, не повторится и молодость. Впрочем, нет и толкучки на Тишинке, один Церетели стоит одиноко и смотрит вдаль, в сторону Кавказских гор..."
http://www.bloxa.ru/215/
http://www.bloxa.ru/articles/russia/moscow/text19
Году в 93 рынок купил, снес и построил торговый центр бизнесмен Шабтай Калманович (убит в 2009).
Community Info