Светлана (lit_street) wrote in moscow_walks,
Светлана
lit_street
moscow_walks

Categories:

Скоропечатня Левенсона. Книга из библиотеки

Мало кто знает, что Российская государственная библиотека ведет свой блог в жж. И в нем она постоянно напоминает, что сейчас проходит большой проект по оцифровке книг и выкладыванию их в интернет для всеобщего доступа. Еще меньше людей знает о том, что на отбор книг для оцифровки могут повлиять и простые читатели.
Но уже сейчас в оцифрованном и выложенном можно отыскать много всего интересного.
Например, мне удалось найти книгу о скоропечатне Левенсона (Трехпрудный переулок, 9), выпущенную о себе самой типографией в 1903 году!
Скоропечатня Левенсона - одна из известнейших построек архитектора Федора Шехтеля. Она выпускала художественные издания, альбомы с картинами живописцев, программы для всех Императорских театров.
В ней же были напечатаны первые поэтические сборники Марины Цветаевой "Вечерний альбом" и "Волшебный фонарь".





Сами авторы так характеризуют подготовленную ими книгу: «Предпринимая настоящее издание, Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсонъ задалось целью не только представить в иллюстрированном описании вновь сооруженное здание своей типо-литографии, но и познакомить попутно своих уважаемых клиэнтов со всеми процессами, совершающимися в ея мастерских.
Нет сомнения, что сущность типо-литографского дела известна в настоящее время едва ли не всякому, но далеко не всякий, даже близко стоящий к делу печати знаком со всеми манипуляциями типо-литографского дела. Между тем, подобное знакомство положительно необходимо в интересах самих же лиц, обращающихся к типо-литографии за исполнением того или другого их заказа.
Поэтому даже поверхностное описание типо-литографских процессов, которое дается здесь, может оказать большую услугу всем нашим многочисленным заказчикам. Им это издание мы и посвящаем».



В книге подробно рассказывается об этапах становления дела:
«В истории больших коммерческих предприятий часто наблюдается те же стадии развития и постепенного роста, как и в жизни каждого отдельного человека.
Действующее ныне "Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсонъ" создалось далеко не сразу. Оно возникло из очень маленького дела, постепенно развивавшегося и разросшегося в громадное предприятие, которое существует в настоящее время.
История этого развития такова:
31-го марта 1881 года в Москве, в Рахмановском переулке на Петровке открылась "типография А. А. Левенсона". Новорожденное предприятие имело в своем распоряжении: маленькую типографскую машину, ручной станок, резальную машину и несколько реалов и касс. С этим, нельзя сказать, чтобы очень богатым инвентарем, купленным случайно о Набилковского училища, новая типография и начала свою деятельность».

Владелец скоропечатни Александр Александрович Левенсон. О его личности известно до обидного мало, нельзя даже точно назвать годы жизни, родился он предположительно в 1851. Но неоспоримо, что вся его жизнь была тесно связана с его предприятием.


«Первые годы оказались для нее далеко не легкими: приходилось иметь дело все с мелкими работами, притом немногочисленными, и выжидать больших заказов. Каждый посетитель, являвшийся в типографию, и не подозревал, как он возбуждал надежды, разрешавшиеся, большею частью... заказом какой-нибудь сотни визитных карточек или тысячи коммерческих счетов!
Так прошли два-три года... Наконец, явился и "большой заказ" в виде печатания газеты "Новости дня".
В 1887 году "типография А. А. Левенсона" преобразовалась в товарищество на вере, под фирмою "Торговый дом А. Левенсонъ и К", в которое вошли, помимо владельца типографии, А. А. Левенсона, нынешний председатель Товарищества, В. А. Красовский и, крупный пайщик, С. Я. Уманский. В это время типография уже пользовалась известностью, - имела значительное количество больших заказов, и, вообще, дела ее шли хорошо.
В 1890 году "Торговый дом А. Левенсонъ и К" был вновь преобразован: учредилось существующее ныне "Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсонъ", с основным капиталом в 210 000 р., при инвентаре, стоимость которого оценивалась в 102 500 р. Устав новаго Товарищества удостоился Высочайшего утверждения.



Мастерские Товарищества оказывались способными исполнять одинаково, как мелочные работы, так и огромные заказы, и что всего важнее - они одинаково были приспособлены к выполнению как простейших работ, так и сложнейших художественных репродукций. Образцом последних могут служить, например, все печатные работы для празднеств Священного Коронования Их Величеств, которые Товарищество имело счастие исполнить в 1896 году по заказу Министерства Императорского Двора. Эти работы потребовали высоко-художественного исполнения, и мастерские Товарищества с честью их выполнили. Многие из служащих Товарищества получили тогда за эти работы Высочайшие награды.

Хромо-типография в 4 краски из программы парадного спектакля 17 мая 1896 года


В 1896 году за исполненные работы для празднеств Священного Коронования Товарищество было удостоено звания "поставщика Двора Его Величества".



Растущее с каждым годом предприятие, все увеличивающееся поступление заказов: казенных, железнодорожных, банковских и частных, новые требования от типо-литографского дела и пр. - все это вызывало необходимость увеличения количества рабочих и постановки новых машин, между тем, как мастерские и другие помещения Товарищества уже не отвечали современным потребностям ни по своему устройству, ни по размерам. <...>
Решено было приобрести в центральной части Москвы место, и на нем - выстроить специальное здание для типографии и ее мастерских. Такое место и было приобретено в Трехпрудном переулке, против Мамоновского переулка, выходящего к Тверской улице.



Вопрос о постройке новой типографии оказался в высшей степени сложным и, при современных требованиях, не мог быть решен просто. Прошло уже, к счастию, время, когда фабрики, заводы и всевозможные ремесленные заведения строились по одному и тому же шаблону, в виде унылых, безвкусных бараков, в которых спертый воздух, отсутствие света, вентиляции и простора были обычными явлениями. Современную, хорошо построенную и устроенную фабрику, фабрику наших дней, возможно себе представить лишь как комбинацию всех последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства. Тем более это относится к учреждениям, подобным типографиям, литографиям и др. посредницам авторской мысли и художественного творчества, передающим их обществу прямо от автора и художника. К тому же, нельзя и требовать от мастера и рабочего безукоризненного исполнения репродукции, если им приходится работать при отсутствии чистого воздуха, достаточного света и т. п. элементарных условий всякого успешного труда. Никакие успехи современной типо-литографской техники, никакие машины, как они ни совершенны в наше время, тут не помогут, и всякое исполнение всегда оставит желание лучшего...



Товарищество остановилось на проекте нашего талантливого архитектора Ф. О. Шехтеля, представившего планы и фасад будущего здания. Этот проект и был приведен в исполнение, причем все постройки, отделка здания и оборудование всех мастерских и других помещений были закончены с поразительной быстротой, в течение всего нескольких месяцев.



Новое здание явилось не только одним из красивейших в Москве по своему фасаду и общему стилю, но и соединило в себе все новейшие условия и требования, как архитектурно-художественные и технические, так и гигиенические. В это здание, в конце 1900 года, Товарищество и перевело с Петровки, из старого помещения, все свои мастерские, а также помещения Правления и главной которы. Для удобства же заказчиков, привыкших к прежнему местонахождению типографии, и для исполнения на месте экстренных мелких работ, для приема заказов на всевозможные типо-литографские, фототипные и переплетные работы, Товарищество открыло отделение на Петровке, в д. Коровина, при котором имеется писчебумажный магазин, с полным выбором канцелярских принадлежностей и книг.

Парикмахерская Ивана Андреева на Петровке, 19, в доходных домах Коровина. 1910 год


Здание "Товарищества Скоропечатни А. А. Левенсон" хотя и выстроено во вкусе средневековых сооружений, но в его наружной отделке сильно чувствует так называемый "новый стиль". Этот стиль, черпающий все свои вдохновения в архитектурном искусстве средних веков, гармонируя основному стилю, в то же время вполне соответствует постройке, предназначенной служить искусству, созданному средневековым гением. Он смягчает некоторую строгость и сумрачность средневекового зодчества, и поэтому впечатление от фасада нового здания скорее веселое, без малейшей вычурности, на которую так падок "новый стиль".



Новое здание видно еще с Тверской улицы, при повороте в Мамоновский переулок. Издали оно красиво выступает своими легкими линиям, высокой шатровой крышей и остроконечиями своих башенок. Вблизи впечатление значительно более выигрывает. Несмотря на свои размеры, постройка не кажется черезчур массивной, а, напротив, поражает своею легкостью. В наружных украшениях полная умеренность: всего один барельеф, простой, художественно-исполненный дрезденским скульптором, изображающий двух типографских рабочих, занятых около печатного станка.



Особенно же эффектен контраст наружной отделки из белого камня и буроватого кирпича голубоватыми тонами воздуха: получается изящное весело впечатление. По вечерам, освещенное электричеством, увенчанное транспарантным изображением Государственного герба, здание это невольно обращает внимание среди обыденных низеньких построек, его окружающих.



Главных входов в здание Товарищества - два. Один со стороны двора, через оригинальную сторожку-контроль, предназначается для служащих и рабочих, другой - для публики. Последний устроен по наружному фасаду, несколько отступая от его центра. Он ведет в помещение конторы и Правления Товарищества, хотя через него можно войти и в мастерские.
Самый фабричный корпус, примыкающий к названным помещениям, занимает глубину двора и состоит из четырех этажей. В каждом из них имеется по 11 огромных окон, снабжающих мастерские массой света. Около окон проходит широкая железная лестница на случай пожара, с площадками перед каждым этажом. Перед фабричным корпусом, во дворе, устроены каменные и железные кладовые для хранения бумаги, красок, смазочных масел и других материалов, необходимых для производств.



Главный вход для публики открывает вестибюль и обширное помещение конторы Товарищества. Это последнее помещение отлично освещено тремя большими окнами, очень просто обставлено и лишено всяких украшений по стенам и на потолке, если не считать терракотового барельефа Гутенберга над подковообразным окошечком кассы. Бледная зеленовато-серая окраска стен, особенно при электрическом освещении, придает всему помещению серьезный и мягкий тон.



Рядом с конторой помещается бухгалтер и корреспондент Товарищества: это небольшая комната, соединяющаяся винтовой лестницей с приемным кабинетом директора-распорядителя во втором этаже.
Непосредственно из помещения конторы другая лестница из светло-серого мрамора соединяет второй этаж с первым. Эта лестница - главная или парадная, и едва ли не самое импонирующее, красивое и удачное из всего того. что создала фантазия архитектора, г. Шехтеля, в новом здании Товарищества. Несмотря на свою легкость и сравнительно небольшие размеры, она кажется необыкновенно массивной и грандиозной и напоминает лестницы старых флорентинских палаццо. А освещающий ее превосходный электрический фонарь по своей художественной простоте и оригинальности - прямо шедевр "нового" искусства».



Не будем увлекаться и перепечатывать сюда всю книгу, тем более, что она находится в открытом доступе, и любой желающий может прочитать ее целиком. Что и весьма рекомендую сделать, так как там еще много фотографий внутреннего убранства мастерских, всяких сложных типографических агрегатов и людей, за ними работающих. Рассказывается даже про местную столовую и про то, что рабочие ходят петь в хор. Ну и, конечно, замечательные примеры разнообразных иллюстраций.
И можно почувствовать себя Мариной Цветаевой, живущей через дорогу, там же, в Трехпрудном переулке, и пришедшей в типографию печатать свой первый стихотворный сборник.
Subscribe

  • Ростокинский акведук в Москве

    Ростокинский акведук — каменный акведук через реку Яуза в столичном районе Ростокино, построенный в 1780–1804 годах. Это единственный…

  • Недострой в ГБС им.Цицина - news

    В Москве принято решение о завершении строительства фондовой оранжереи в Главном ботсаду им.Цицина (м.Владыкино). Новое здание оранжереи находится…

  • Фестиваль садов в парке Царицыно с 23 авг.

    С 23 августа в парке «Царицыно» пройдет Фестиваль садов, уже 7-й по счету. Тема в 2024 году – «Сады в искусстве». Посетители увидят яркие проекты…

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments