Великолепная акустика Большого зала Московской Консерватории.
Российский Национальный Оркестр под руководством Михаила Плетнёва.
Блистательный и многообещающий дирижер Академической Симфонической Капеллы России Дмитрий Крюков.
Феерический "Щелкунчик" Петра Ильича Чайковского.
Невероятная композиция «Поэма экстаза» Александра Николаевича Скрябина.
Визуализация в формате 3D художников компании Artnovi.
Подобное сочетание не оставляет шансов для неудачи и сулит незабываемое и невероятное зрелище.
Именно об этом я размышляла, когда получила приглашение сообщества mosblog посетить концерт "Классическая музыка в 3D" в Московской консерватории.
[ Итак, смотреть нельзя слушать?]
Несомненно, в век виртуальной реальности и проникновения компьютерных технологий в повседневную жизнь, визуализация музыки напрашивалась сама собой. Впервые визуальное музыкальное шоу я посмотрела в далеком 1997 году. Это было лазерное шоу "Pink Floyd" в Нью-Йорк на Бродвее. Незабываемое зрелище, поверьте! Но рок-музыка великолепно сочетается со всякими спецэффектами, будь то лазерное шоу, компьютерная графика и прочие. А тут - симфоническая музыка в самом сердце Москвы.
Ох, и сложная задача стояла перед Российским Национальныи Оркестром и международной командой NOHlab (Candas Sisman & Deniz Kader). По образному выражению моего колеги-блогера lica_alica: "миссия почти невыполнимая". Ситуация осложнялась еще тем, что для первого отделения была выбрана великая музыка из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, наполненная рождественским волшебством. Музыка, которая на слуху и узнается практически с первых тактов. Музыка, которую каждый из нас визуально представляет по-своему.
Именно эта стопроцентная узнаваемость и знакомость музыкальных этюдов Петра Ильича сыграла лично со мной "злую" шутку. Трехмерные визуальные образами, тягуче и плавно перетекающие на экране за оркестром и выплывающие в 3D очках в пространство концертного зала, не совпали с моим аудиальным восприятием музыкального ряда. Не могу не признать смелость команды NOHlab, выбравшей именно это музыкальное произведение для представления своего проекта в России. Но абстрактные шарики, шахматные паттерны, остро-игольчатые ежики и монстроподобные шупальца никак ассоциировались с Рождеством и новогодним праздником Чайковского. Увы.
Во втором отделении оркестр исполнял «Поэму экстаза» - одно из ярчайших произведений композитора Александра Николаевича Скрябина. Музыка Скрябина весьма самобытна, в ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность. А еще композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п., недаром Скрябина считают основоположника идеи синтеза музыки и света. "Поэма Экстаза", наряду с Третьей симфонией, одна из кульминационных точек всего творчества Скрябина, и, несомненно, один из его шедевров.
С первых аккордов "Поэмы экстаза" и первых цветовых образов на экране случилось чудо. Сверкающий и звенящий океан звуков с невероятным зарядом жизненной энергии и огненной страстностью органически совпал с визуальным рядом. Произошло абсолютное погружение в музыку. Прозрачные воздушные звучания оркестра радужными волнами переливались перед глазами зрителей. Угрожающие и изломанные симфонические темы дополнялись нервыми и пульсирующими структурами на экране, перед экраном, за экраном, соединяя воедино звук и цвет и оказывая неотразимое впечатление. Клокочущие волны струнных и деревянных духовых инструментов обрушивались сверкающим цветовым вихрем. А финальный океан звуков и ослепительное лучезарное сияние цветовых образов ошеломило величаво-торжественным аккордом.
Воистину был прав Скрябин, когда писал в своем дневнике: «Я иду сказать людям, что они сильны и могучи, что горевать не о чем, что утраты нет! Чтобы они не боялись отчаянья, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаянье и победил его».
Браво Российскому Национальному Оркестру под руководством Михаила Плетнёва.
Браво блистательному дирижеру Дмитрию Крюкову!
Браво компании Artnovi, которая является, в том числе, создателем лаборатория "Scriabin Lab" при Музее Скрябина, идея которой - организация проектов на основе синтеза музыки и визуальных технологий.
И знаете, что?
Снимите наушники, как бы хороши они не были.
Выключите домашние стереосистемы, как бы дороги они не были.
Идите в Консерваторию и послушайте Музыку так, как она изначально задумывалась - в настоящем концертном Зале с великолепной акустикой и настоящим живым симфоническим оркестром.
Слушайте, слушайте и почувствуйте пульсирующую и наполняющую экстазом энергетику дирижера и первой скрипки.
Спасибо mosblog и tushinetc
Спасибо блогеров-меломанов tushinetc
Оставайтесь на связи: LiveJournal | Facebook | Instagram
Community Info