?

Log in

No account? Create an account

Прогулки по Москве

Сообщество проекта moscowwalks.ru


Previous Entry Share Next Entry
Аэропорт и аэропорт
Vince
snork_emz wrote in moscow_walks



Я довольно часто слышу от знакомых один и тот-же вопрос, почему метро аэропорт называется собственно аэропорт. Раньше я ограничивался коротким пояснением мол аэропорт был на ходынке бла-бла, в общем рассказывал известную любому жителю близлежащих районов фигню) а тут решил покопать поглубже и вот что вышло:

Ну про поле, давку и т.д. я писать не буду эт уж точно все знают, начнём с ХХ века. 17 июня 1910 года общество воздухоплавания объявило о положительном решении штаба Московского военного округа по выделению земли на территории Ходынского поля под лётное поле. Строительство аэродрома велось в основном на пожертвования любителей авиации. Была сооружена взлётно-посадочная полоса и шесть небольших ангаров для аэропланов.

    

Официальное открытие состоялось 3 октября 1910 г. в присутствии военного начальства и многих русских авиаторов. Первым начальником Центрального аэродрома был Григорий Степанович Смирнов.

   


Из мемуаров Яковлева А. С. , рассказ Смирновой Валентины Григорьевны: - Как мне рассказывали мать и старшая сестра и как я еще помню из разговоров товарищей отца, он много сил и энергии отдал строительству Центрального аэродрома,  приводя его в годное состояние для открытия регулярных линий воздушных сообщений. Вот часть его записки в Совнарком: 
«К работам первой очереди, подлежащим выполнению в ближайший строительный сезон (1921 год), необходимо отнести: 
1. Закрытие дорог через аэродром, с постановкой заборов, ограждающих доступ на поле, и с устройством заменяющих их дорог у Всехсвятского и со стороны Солдатенковской больницы, засыпку канав, ям и рвов, снятие бугров на аэродроме с устройством дренажа для отвода воды. Вообще планировку всего поля для полетов. 
2. Устройство сигнальной станции на аэродроме для управления полетами и круга для спуска самолетов, прилетающих из полета вне аэродрома...»

А здесь на фотографиях трофейные танки. Тракторов тогда не было, и отец применил танки «рено» и «рикардо» на земляных работах...
Смирнов Г. С. погиб двадцать четвертого января 1923 года, при тренировочном полете на «сопвиче»-разведчике.

   

3 мая 1922 г. с Центрального аэродрома начали выполняться первые в истории России международные авиаперелёты по маршруту Москва — Кёнигсберг — Берлин. 15 июля 1923 г. начались и первые регулярные внутригосударственные пассажирские рейсы Москва — Нижний Новгород. Путь в 420 км преодолевался за 2,5 часа. Полёты выполнялись на четырёхместном моноплане АК-1. В ноябре 1931 года на аэродроме было открыто первое в СССР здание аэропорта.

    

18 мая 1935 на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полет АНТ-20. Летчик ЦАГИ И. С. Журов передавал машину авиатору агитэскадрильи И. В. Михееву. Было разрешено прокатить членов семей строителей АНТ-20. В сопровождение «Максиму Горькому» выделили два самолета: двухместный Р-5 под управлением лётчика Рыбушкина и истребитель И-5 под управлением испытателя Н. П. Благина. Печальный конец этой истории всем известен, погибло 46 человек, в том числе Благин, оба пилота «Максима Горького», 10 членов экипажа и 33 пассажира — сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 7 детей. О погибщих жителях поселка сокол мне не удалось ничего найти.

В 1938 году к аэропорту была подведена линия метро и 11 сентября 1938 года была открыта станция второй очереди Московского метрополитена - Аэропорт. Южный вестибюль станции находится буквально в 350 метрах от здания аэропорта.

   
Из истории известно что во время великой отечественной войны здесь формировались воинские соединения, громившие врага. Сюда утром 9 мая 1945 г. летчик А.И. Семенов доставил акт о безоговорочной капитуляции Германии, а затем сюда было доставлено Знамя Победы.

После войны в 1948 году здание аэропорта было передано ВВС под окружной штаб. Из протокола допроса Василия Сталина:
"Будучи в 1948 году назначен на должность командующего ВВС МВО, я в первую очередь занялся переоборудованием переданного ВВС под помещение штаба округа здания Центрального аэропорта, на что было израсходовано несколько миллионов рублей. Значительная часть этих средств по моему распоряжению была растрачена на излишне роскошную внутреннюю и внешнюю отделку здания и на приобретение дорогостоящей обстановки, которая была специально заказана в Германии."

   

До 1960 года здесь базировался авиационный полк, обеспечивающий полеты членов Политбюро, а потом его передали военным и тут имел право садиться только один самолет - министра обороны Гречко. Позже аэропорт был переведён только на технические рейсы и испытательные полёты прилегающих кб. Здание аэропорта было окружным штабом ВВС, Затем штабом Объединенных вооруженных сил Организации Варшавского Договора, позже штаб тыла ВС, Гостехкомиссия, Штаб по координации военного сотрудничества государств-членов СНГ.

   

Узнаёте забор и монументальные ворота?, именно за этим забором по сей день стоит построенное в 1931-м году здание первого советского аэропорта, вдоль забора курсируют убедительно не добрые люди в форме, которые настоятельно советуют не фотографировать его, т.к. с 1992 года там находится штаб ОДКБ - Организации Договора о Коллективной Безопастности.

В 2003 сам аэродром был окончательно закрыт, на остатках взлётной полосы расположена разбитая авиационная техника. В будущем на этом месте планируется организовать «Музей авиации на Ходынском поле». А на самом деле ходынка просто застраивается..


PS построенный в 1965 году для регистрации на рейсы и доставки пассажиров прямо к трапу самолетов любого из московских аэропортов: Внуково, Шереметьево, Домодедово, Быково. Московский аэровокзал никакого отношения к станции метро не имеет, кроме пожалуй попыток в 1991 и 1992 годах её переименования в станцию Аэровокзал. В настоящее время из-за изменившейся транспортной ситуации в городе аэровокзал больше не работает с авиапассажирами.
 


Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Спасибо, познавательно!

Огромное спасибо, очень интересно!

ДА! Присоединяюсь ко всем. Это очень очень интересно. Надо заучить наверное даже!

Я ещё застал Аэровокзал именно в этом качестве и даже успел воспользоваться его услугами: 15.08.2002 я отсюда поехал в аэропорт "Домодедово", откуль улетел в Якутск.
Стоило это 100 руб. за транспортировку мя и 20 руб. - сумки, которую я - известный перестраховщик - по незнанию сдал в багаж. А потом в Якутске мы полтора часа ждали, пока мне её выдадут =)

спасибо)))лично для меня оч полезно

Я очень хорошо помню в 60-е годы арку-ворота с большими буквами "Вертолётная Станция" на Ленинградском проспекте – напротив академии Жуковского, по диагонали. Сейчас на этом месте приблизительно – проезд к отелю Аэростар

  • 1