Фото предоставлено музеем Покровского собора
Мы поднимаемся туда в сопровождении звонаря Игоря Васильевича Коновалова – мастера своего дела и чудесного интересного рассказчика.
Русские мастера отлили великолепные колокола с очень разными и гармоничными голосами. Литье колокола невероятно сложный процесс. Его форма должна быть идеально продумана, выверена и исполнена по математическим канонам. Значение имеет все – толщина и изгиб стенки, состав и температура сплава, размер и форма колокола.
Узкие и крутые лестницы колоколен российских церквей (да впрочем, как и европейских) не для слабых духом.
Благодаря Игорю Васильевичу все благополучно поднимаются на площадку колокольни.
С верхней площадки открывается великолепный вид на Москву и ее такие разные достопримечательности: вот Кремлевские башни, главы куполов собора, ГУМ и новенький парк Зарядье.
Устремив взгляд вверх, можно изнутри полюбоваться шатром колокольни. Видите небольшие оконца? Это так называемые «слухи», они работают как резонаторы и нужны для усиления колокольного звона.
Конечно, в XVII веке, когда вокруг не было такой плотной застройки, храм возвышался над окрестностями и звон разносился далеко вокруг. Сейчас колокольный звон глушится шумными улицами и многоэтажными домами.
Советские времена были трудным периодом для церквей. И зачастую колокола – уникальные произведения русского литейного искусства, ничего подобного которым не могли создать в просвещенной Европе, – отправлялись в переплавку. В 1930-х годах производство колоколов в России полностью прекратилось, и восстановление традиционного искусства началось только в 1990-х гг. практически с нуля.
Для Покровского собора были собраны колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX веков, их искали по всей стране, привозили из заброшенных и разрушенных церквей. При этом благодаря сохранившимся описаниям, были выбраны наиболее похожие на те, которые раньше находились на колокольне, чтобы восстановить изначальное созвучие.
В Русской православной церкви колокола делятся на три группы: благовестники (большие), подзвонные (средние) и зазвонные (малые). Благовестники предназначены, в основном, для созыва верующих на богослужение и называются согласно соответствующим дням: праздничные, воскресные, постовые, полиелейные, будничные. Подзвонные колокола не имеют информационной функции и служат для украшения звона. Зазвонные связываются между собой в связки и участвуют в создании трезвона.
Зачастую самые большие колокола имеют свое собственное имя, например, Царь-колокол, Ревун (на колокольне Ивана Великого), Сысой (в Ростове Великом).
Внешнее убранство колокола закладывается еще при его отливке внутри формы.
На одном из колоколов можно увидеть надписи на французском языке, он был приобретен князем Дмитрием Михайловичем Пожарским.
Интересно, что деревянные балки, на которых висят колокола, сохранились еще с дореволюционных времен.
Специально для нас Игорь Васильевич продемонстрировал прекрасное созвучие колоколов, их чудесные голоса, а некоторым из нас даже разрешили позвонить самостоятельно.
На внешней стене колокольни с южной стороны находится фасадная икона Покрова Божьей Матери – это современная копия, выполненная акриловыми красками.
Оригинал хранится в музее внутри собора с соблюдением всех необходимых режимов температуры и влажности. Солнечный свет негативно влияет на краски, тем более, если им не одна сотня лет. К тому же оказывается, что вред наносят даже гвоздики, которыми крепится рама, они нагреваются на солнце и разрушают материал, на котором написана икона, изнутри.
В тот период времени, когда оригинал иконы уже убрали, а защищенную от негативных условий внешней среды копию еще не сделали, не стене собора оставалась пустая рама.
Фото предоставлено музеем Покровского собора
Спасибо сообществу moscultura и Мише tushinetc
Community Info