Выставка проходит на двух площадках — в залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца. В Одностолпной палате дворца — как бы семейные истории русских государей в XVI веке, но и там среди личных вещей и семейных святынь, помещенных в щадящее освещение — преимущественно знаки и символы царской власти. Все экспонаты — отреставрированные или прошедшие профилактику.
Экспозиция в Успенской звоннице (пристройке к колокольне Ивана Великого) — про человека, именовавшего себя «Дмитрий император» и оставшегося в истории как Лжедмитрий I. Кстати, обратите внимание, что именно самозванец первым понял, что Россия переросла статус простого царства.
Допрашивали повитуху и аптекаря, которые указывали, что этот Дмитрий ненастоящий, но интересы Папского престола и Польской короны заставляли признать его монархом.
Надо признать, что второй зал сделан примерно в стиле дворца Лжедмитрия и его хочется скорее покинуть. Если бы не два важнейших (для меня лично) экспоната, которые помещены именно в этот зал, я бы там долго не задержался. Но там — шапка Мономаха, первая корона Царей Всея Руси, которая постоянно хранится в Оружейной палате, но временно перенесена на выставку Рюриковичей. И там — первоначальная крышка раки убиенного подлинного царевича Димитрия, сделанная при первом из Романовых.
Однако лучше рассказывать по порядку.
Во времена смуты было более полутора десятков самозванцев, среди которых три Лжедмитрия.
Самозванцы продолжали появляться даже при Романовых — взять того же Емельку Пугачева. А ведь казалось бы, как хорошо все начиналось при Иване III Васильевиче, сколько возможностей образовалось в начале правления Ивана Грозного... Недаром после смутного времени при Романовых была воссоздана именно та форма государственности, что была и при последних Рюриковичах.
И экспозиция начинается не просто с чего-то хорошего, а с духовного и военного триумфа, с казанской короны Ивана Васильевича (Иоанна Грозного), которой его венчали после взятия Казани. Заходишь в первую дверь и там — сразу она.
Эта шапка была изготовлена примерно в 1553 году для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казани к Русскому государству. Ее изготовили ювелиры покоренного ханства — для нее использовались золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мех. Венчает шапку желтый сапфир.
Панагия — небольшой богато украшенный образ, чаще всего округлой формы.
Атласные покровы на гробы.
Слева покров на гроб князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского.
Справа покров на гроб Ивана Васильевича, где на кайме выткано его иноческое имя Иона.
Первая крышка раки убиенного царевича Димитрия.
Нетленные мощи царевича Димитрия лежат по соседству, в Кремле, в Архангельском соборе.
Но почему-то фотография его нынешней раки с четырех попыток у меня не получилась качественной.
Шапка Мономаха.
Другие знаки царской власти.
Сувенирка.
У выставки много партнеров (перечисленных на официальном сайте), потому что артефактов той эпохи осталось не много, и они разбросаны по разным собраниям.
Время проведения выставки: 6 апреля — 25 июля 2021. Билет — 500 руб для всех категорий граждан.
См. также:
Борис Годунов, Гришка Отрепьев, Марина Мнишек et cetera
По следам любимых спектаклей
Community Info