?

Log in

No account? Create an account

Прогулки по Москве

Сообщество проекта moscowwalks.ru


Previous Entry Share Flag Next Entry
Кожевники и Дербени
Прогулка
il_ducess wrote in moscow_walks
Я теперь работаю в районе Кожевников. Иду каждый день 20 минут в этом конгломерате переулков с разными интересными строениями. И с первого дня я все фотографирую, потому как это чудное место. Несмотря на то, что тут понастроили много офисных комплексов, перестроили варварски только фабрику Бахрушиных. А в остальном внутри от Кожевнической улицы сохранился такой купеческий ремесленный район.
К сожалению про это место написано очень мало у моего любимого Романюка. А другие про него ничего не писали. По-этому будет много фото и мало мало текста.


Кожевенная слобода - самая восточная из замоскворецких слобод. Одним из древнейших занятий ремесленников было кожевенное дело, и, как бывало обычно в средневековых городах, кожевники, как и другие ремесленные цеха, селились в одном месте города близко друг от друга: в Москве они выбрали себе место на низменном правом берегу реки ниже по течению так, чтобы отходы производства не загрязняли ее в пределах города.

Кожевенная слобода всегда была "черной", то есть в отличие от боярской или церковной зависела только от удельного или великого князя. Ее окончательная организация оформилась в XVI в. (она упоминается в летописном известии о пожаре 1547 г.: "...в среду вторые недели по Пасце, в 10 часов дня, загорешаяся за Яузою на Болвановие и погореша Гончары и Кожевники вниз возле реку Москву"), и в следующем столетии в ней насчитывался 51 двор (данные 1630 г.). Население ее было почти стабильным - в 1653 г. там было 74 двора, и так слобода благополучно дожила до начала XVIII в., когда вообще начал разрушаться слободской уклад. Однако, кожевенное производство отнюдь не прокатилось, и оно еще долго определяло облик этой местности. В XVIII в. из 19 московских кожевенных заводов 17 находилось в Кожевниках, такое же соотношение сохранялось и в XIX в. (из 13 заводов одиннадцать работали здесь). Одними из самых известных были заводы семьи Бахрушиных, основатель которых Алексей Федорович начал дело в Кожевниках в 1830-х гг.

Хотя и сейчас этот район сохранил свой промышленный облик, но уже многие предприятия не имеют ничего общего с кожевенным делом, и память о старинной московской слободе сохранилась только в названиях улиц и переулков здесь.

Приходскими церквями кожевников были Успенская и Троицкая. Первая из них стояла почти на речном берегу, там, где сейчас находятся подступы к Новоспасскому мосту. Каменное здание ее было впервые выстроено в 1674 г., но простояло недолго - через пятьдесят лет его заменили другим, к которому в 1733 г. пристроили колокольню и трапезную с придельным храмом св. Николая Чудотворца (позднее в ней был устроен также и придел св. Харлампия). Самая крупная перестройка произошла в XX столетия, когда архитектор В. В. Воейков выстроил заново большую трапезную (1903 г.).

Вторая же, Троицкая, сохранилась: большая пятиглавая церковь находилась в глубине слободской застройки в окружении немудрящих деревянных изб.

Она документально известна с 1625 г., но, конечно, существовала и раньше.

Сохранившееся здание (2-й Кожевнический пер., 4) было выстроено в 1689 г., сменив деревянную церковь, известную с 1625.


Вот какая она была. Из альбома Найденова.
Сейчас ее ни откуда так не видно, с этой стороны к ней вплотную пристроили корпус какого-то завода и стена полностью ее загораживает.


В первой половине XVIII в. к храму была пристроена трапезная с двумя приделами (престолы Кира и Иоанна и Параскевы),

в 1772 возведена колокольня.

После поновления здания в 1899 его фасады получили новую эклектичную декоративную отделку. В ходе реставрационных работ, осуществлённых в 1980-х гг., был восстановлен первоначальный облик храма, представляющего собой характерный для приходского строительства Москвы конца XVII в. двухсветный пятиглавый четверик с трёхчастной апсидой, декорированный в стиле московского барокко.

Стройные пропорции его объёма подчёркивают пучки тонких угловых колонок, опирающихся на кронштейны. Стены завершены широким аттиком с кокошниками, в тимпаны которых вставлены крупные белокаменные раковины. Расположенные на боковых фасадах четверика белокаменные порталы украшены резными навершиями, опирающимися на колонки с пышными капителями.

Приделы выглядят как небольшие самостоятельные церкви, состоящие из двухсветных одноглавых четвериков с полукруглыми апсидами и трапезными.



Монументальная трехъярусная колокольня — один из самых совершенных по пропорциям объёмов и насыщенности фасадного декора московских памятников эпохи зрелого барокко.

Четверик её первого яруса с закрытой обходной галереей по верху несёт 2 столпообразных восьмерика, завершённых трёхъярусным гранёным барабаном с главой. В оформлении восьмериков использованы пилястры с капителями, украшенными головками херувимов, лепные гирлянды и резные замковые камни в перемычках арок звона.

Стены галереи, завершённые по центру боковых фасадов полукруглыми фронтонами, декорированы парными пилястрами с композитными капителями;

во фронтонах помещены барельефные изображения архангелов Михаила и Гавриила. Церковь была закрыта в 1930-х гг. Богослужения возобновлены в 1992.


Вот и все что мне удалось нарыть про эту слободу.
Теперь вы просто пройдетесь со мной, как я иду на работу.
Если идти по Жукову проезду то ваше внимание привлечет интересное промышленное здание, архитектура которого говорит нам, что построен он в начале 20 века.

в типичном для того времени промышленном стиле.

Что там было раньше не знаю, сейчас вроде какой-то холодильник.
Напротив него на углу с Летниковской мое внимание привлек дом начала 20 века, который мог быть построен для рабочих или этого завода или для соседнего завода Бахрушиных, или находящегося рядом завода Цинделя.


Дом построен покоем, углы скругленные.

каждая сторона украшена фронтоном.


По Жукову проезду мы выходим на Дербеневскую улицу прямо к бывшему заводу Цинделя.

Читаем в Яндекс-Словаре:
Товарищество "Эмиль Циндель" Товарищество ситценабивной мануфактуры "Эмиль Циндель" в Москве, фирма, владевшая крупнейшей в Российской империи ситцепечатной фабрикой. Учреждено в 1874. Правление помещалось в доме графа Шереметева (Большой Черкасский переулок (см. статью Черкасские переулки), 2). Председатели правления — И.К. Прове (1874—1901), А.Л. Кноп (1901—17).

Фабрика ведёт начало от мастерской по набивке ситцев, которую в 1823 открыл в Кожевниках швейцарец Бухер. В 1825 её владельцем стал Г. Фрауенфельдер, также выходец из Швейцарии. В 1833 он пригласил на работу в качестве химика-колориста Г. Штейнбаха, уроженца г. Мюльгаузен (Германия). После смерти Фрауенфельдера в 1834 Штейнбах женился на его вдове и стал хозяином предприятия. В 1830-х гг. под руководством Штейнбаха начала развиваться ручная набивка многоколерных рисунков. После отъезда Г. Штейнбаха из Москвы в 1836 руководителем фабрики остался его брат И. Штейнбах. В 1847 И. Штейнбах уехал в Мюльгаузен, передав дело своему зятю Э. Цинделю, эльзасцу по происхождению, который начал свою деятельность в России в качестве рисовальщика на фабрике Остеррида в селе Царёве Дмитровского уезда в 1840-х гг. Под управлением Цинделя фабрика выдвинулась на первое место среди ситценабивных предприятий России. После преобразования единоличной фирмы Цинделя в паевое товарищество фабрика в 1870—80-х гг. подверглась коренной реконструкции (перестроены фабричные корпуса, установлено много усовершенствованных машин и различных устройств).

Реконструкция производилась под руководством Э. Шлумбергера (директор-распорядитель товарищества в 1874—88). В 1914 в набивном корпусе действовало 35 печатных машин (из них 2 в 14 красок и 1 — в 16), число рабочих составило свыше 3,1 тыс. человек, продукции выпускалось на сумму свыше 20 млн. рублей. Изделия фабрики не имели себе равных по качеству, богатству красок и изысканности рисунка. Число сортов тканей в 1889—1914 увеличилось с 5 до 150.

В 1886 в дополнение к ситцам стали вырабатывать сатины, батисты и другие "фасонные" и ажурные ткани, а также мебельные материи, в 1888 — набивные зимние ткани с начёсом, в 1892 — плательные жаккардовые широкие ткани, в 1898—1903 — набивные шёлковые и шерстяные ткани. В 1898 введена мерсеризация (особая обработка, после которой хлопчатобумажные ткани приобретают вид шёлковых).

Товарищество "Эмиль Циндель" первым в России начало производить ткани в стиле "старинный гобелен" (набивка по основе). Ежегодно фирма выступала на рынке с новой коллекцией тканей. Изделия фабрики неоднократно удостаивались высоких наград, в том числе права изображения Государственного герба Российской империи на вывесках, рекламе, ярлыках (в 1856, 1882, 1896).

В 1889 фирма "Циндель Эмиль" открыла собственные торговые отделения: оптовый магазин в Носовском подворье (ныне Старопанский переулок, 3); магазины в Пассаже Солодовникова на Петровке, в Верхних торговых рядах и на Арбате в доме М.А. Скворцова (ныне улица Арбат, 28). По инициативе правления Товарищества "Эмиль Циндель" в 1900 создано Общество потребителей Кожевнического фабрично-заводского района Москвы. Для него Товариществом "Эмиль Циндель" построено здание универсального магазина (ныне Дербеневская улица, 11). Фабрика товарищества национализирована в 1918, под названием "Первая ситценабивная фабрика", с 1978 — "Ситценабивная фабрика объединения Мосхлоппром", ныне — акционерное общество "Ситценабивная фабрика" (Дербеневская набережная, 7).

Литература: 25-летие Товарищества ситце-набивной мануфактуры "Эмиль Циндель", М., 1899; 40 лет Товариществу мануфактуры "Эмиль Циндель", М., 1914.

Читаем подробно и картинки смотрим у Дедушкина.



Напротив заводских корпусов Циндель встроил дома для рабочих.




Подойдем к дому стоящему на горке, тоже явно для рабочих выстроенным.

дом имеет красивый угол.

он явно позднее надстроен двумя этажами.

Чудесный кованный навес сохранился над подъездом.




Обойдя дом мы выйдем на 2-й Кожевнический пер.

к музею валенок

его явно недавно выстроили на этом застроенном старыми зданиями переулке.


Напротив церкви меня каждый раз привлекает явно старая постройка.

Мне кажется это какое-то старый комплекс расположенный между переулком и Дербеневской ул.
Торец меня всегда привлекает.

что-то старинное вылезает из под облупившейся штукатурки.

украшенная рустом заложенная дверь или может окно, если предположить что дом очень стар и культурный слой составляет два метра.

окна второго этажа все с наличниками, кокошниками и под подоконником тоже имеют декор. Карниз тоже не простой.

очень меня привлекает его загадка. Он расположен как флигель основного дома, который находится внутри за забором.

Явно пристроенный позже объем с подворотней или воротами

Ну а мы идем дальше к метро.

Это конторское здание стоит по Лесниковской ул. - одно из немногих зданий Московского фурнетурного завода, которые остались не снесенными при постройки там огромного бизнес центра.

До метро Павелецкая я иду по Коженической ул., которая так хорошо описана у cocomera .

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Огромное спасибо! Очень интересно! :)

maps.livejournal.com

Ваша запись добавлена на LiveJournal Maps: http://maps.livejournal.com/#/15/55.727762592294,37.647700309753//10087

maps.livejournal.com

Ваша запись добавлена на LiveJournal Maps: http://maps.livejournal.com/#/15/55.727051,37.650905//10095

  • 1