?

Log in

No account? Create an account

Прогулки по Москве

Сообщество проекта moscowwalks.ru


Previous Entry Share Next Entry
Николоямская улица
МКТД
a_dedushkin wrote in moscow_walks
Давайте прогуляемся по Николоямской улице. От Яузского моста и до Андроньевской площади.
Много писать на этот раз не буду (только о нескольких зданиях). В основном фотографии.


Фото 1982 г. В.Царина.

Улица названа по находившейся в этой местности с начала 17 века церкви святителя Николая
Чудотворца, «что в Ямах» (уничтожена в 1959 году), поставленной ямщиками здешней Рогожской ямской слободы.


Фото 1982 г. В.Царина.

А справа храм:

Фото 1881 г. из альбомов Найдёнова.
Храм Симеона Столпника за Яузой.


Фото 1979 г. В.Царина.
Храм Симеона Столпника за Яузой.
Первая церковь, скорее всего деревянная, освящена в 1600 г. в память восшествия на престол Бориса Годунова. В сер. 17 в. упоминается каменной. Была разобрана и выстроена вновь в 1731-33 гг. Колокольня 1789 г., перестроенная в 1863 г. После 1792 г. началось возведение новой настоящей церкви - большого храма в виде ротонды в стиле классицизма. Купол почти законченного здания обрушился в 1798 г. Достроена и освящена после войны, в 1813 г. Трапезная выстроена в 1853 г. Закрыта после 1929 г. Внутри сделаны многоэтажные перекрытия, пробиты окна, колокольня сломана. Богослужения возобновлены в 1995.


Фото 1979 г. В.Царина и 2009 г. А.Сорокина. Коллаж А.Сорокина.


Фото 1979 г. В.Царина.

А вот такие виды открывались с её колокольни в 1884 г.:

Фото 1884 г. из альбомов Найдёнова.
На переднем плане (за деревьями) – Яуза.
По горизонту слева направо:
лютеранская церковь Петра и Павла (в 1903 г. будет перестроена), церковь Успения на Покровке (уничтожена), Мясницкий полицейский дом с каланчой (каланча не сохранилась), церковь Троицы на Грязях.
В правой части снимка – церковь Николая Чудотворца в Воробине «на Гостиной горке» (храм уничтожен).
Посмотреть в большом размере

И правее:

Фото 1884 г. из альбомов Найдёнова.
Посмотреть в большом размере

А мы пойдём дальше, но сперва оглянемся на храм:

Фото 1982 г. В.Царина.


Фото 1980 г. из архива С.Величко.

Впереди Землянка. Перекрёсток Николоямской улицы и Земляного Вала:

Фото 1982 г. В.Царина.

Посмотрим на дом № 21:

Фото 1982 г. В.Царина.

Вскарабкаемся на Землянскую эстакаду (в реальности на неё здесь подняться нельзя, но в нашей виртуальной прогулке у нас это получилось легко) и ещё раз бросим взгляд в сторону центра:

Кадр из фильма режиссёра Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», киностудия «Мосфильм», 1966 г.

И чуть правее:

Кадр из фильма режиссёра Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», киностудия «Мосфильм», 1966 г.

А теперь оглянемся уже из-под эстакады:

Фото 1983 г. В.Царина.


Фото 1983 г. В.Царина.
Угловой дом сейчас перестроен (а возможно и снесён, а на его месте отстроена "реплика" - что-то этот момент я упустил...).

От Землянки пойдём вверх по Николоямской.

Историческая застройка левой стороны:

Фото кон.1960-х гг. М.Михлина. Садовая, которую мы пересекли, слева за большим домом.


Фото кон.1960-х гг. М.Михлина.
А это уже снос домиков с предыдущего снимка. На этом месте будет построено блочное здание Медицинского училища. Здесь же поблизости находился и храм Николая Чудотворца в Ямах, давший название улице и снесённый в 1956 г.


Фото 1882 г. из альбомов Найдёнова. Храм Николая Чудотворца в Ямах. Первый деревянный храм святителя Николая на Ямах был построен в Рогожской ямской слободе в начале 17 века. В 1697 г. отстроен в камне. За долгие годы своего существования храм несколько раз перестраивался, последнее обновление происходило в 1867—1878 годах. В 1928 году храм был закрыт и частично разрушен. Были сняты кресты, разобрана центральная глава и колокольня. В перестроенном здании храма был размещён склад, мастерская, затем его занимал архив.
В 1956—1957 годах остатки Никольского храма были разрушены, а его место занял жилой дом. Вот тот, который выглядывает слева на двух следующих снимках.


Фото 1982 г. В.Царина.


Фото 1982 г. В.Царина.

Заглянем в Б.Дровяной переулок:

Фото 1982 г. В.Царина.


Фото 1982 г. В.Царина.

Вернёмся обратно на Николоямскую улицу и пойдём дальше.
Оглянемся назад:

Фото 1964 г. Куприяна.


Фото 1964 г. Куприяна.

И далее к Рогожке:

Фото 1982 г. В.Царина.


Фото 1982 г. В.Царина.
Слева видны палаты Федора Птицына (1754-1758 гг. арх.Д.Ухтомский) и усадьба Васильева-Пищальникова.
Все они числятся под № 51 (с разными номерами строений). Вот что про дом № 51 пишет Романюк: "По соседству расположена городская усадьба (N 51), главный дом которой, поставленный боком к современной красной линии улицы, находится в глубине парадного двора. Такая необычная постановка главного дома говорит о его древности, и действительно, в его составе находится каменная палата конца XVII в. (если считать с левой стороны здания - 4-я, 5-я и 6-я оси). Вообще, это протяженное здание представляет собой настоящий конгломерат разновременных строений, датируемых, начиная с конца XVII и кончая второй половиной XIX вв. Большие перестройки были сделаны в середине XVIII в. богатым купцом С. П. Васильевым, тем самым, на средства которого были возведена величественная колокольня Андроникова монастыря (см. главу "Рогожская слобода"). При нем к правому торцу палат пристраивается еще одна палата (это 7, 8 и 9-я оси, считая слева). Позднее усадьба переходит к купцам Пищальниковым, при которых дом еще удлиняется пристройкой справа (с восточной стороны). Современный вид дом приобретает при купце А. А. Скороспелове - он в начале 1870-х гг. пристраивает к левому торцу дома парадные лестницу и вестибюль (в тамбуре левой двери на полу выложено мозаикой "1871" - очевидно, дата окончания строительства). Следы многочисленных переделок можно видеть внутри этого здания, реставраторы сохранили фрагменты, когда-то украшавших фасады - барочный и псевдоготический наличники. В интерьере можно видеть следы позднего убранства дома - мраморные камины и подоконники, лепные карнизы, живописные плафоны потолков, дубовые двери".
Над палатами возвышается колокольня храма Сергия в Рогожской гонной слободе, а справа виден обезглавленный храм Митрополита Алексия.


Фото 2008 г. zoopunks. Палаты Ф.Птицына (усадьба Залогиной).

А мы посмотрим на правую сторону улицы. До революции здесь находился Рогожский полицейский дом с пожарной каланчой:


Фото 1913 г. В.В.Павлова. Рогожский полицейский дом.
Дом сохранился, но каланча в советское время была снесена. В 1990-е гг. банк, которому теперь принадлежит это здание, каланчу восстановил. И надо сказать, очень хорошо восстановил. Стала даже несколько изящнее, чем была.

А вот так храм Митрополита Алексия выглядел в 80-е гг. 19 века:

Фото 1881 г. из альбомов Найдёнова. Церковь Алексия, митрополита Московского, что в Рогожской слободе.
Храм известен с 1625 г. (деревянный), в 1701 г. отстроен в камне. Ныне существующее здание возведено в 1748-1751 гг. в стиле елизаветинского барокко. В советское время был закрыт (1929 г.) и обезглавлен. В 1991 г. возвращён Церкви. Очень медленно реставрируется (с 1993 г.). Пока не действующий (хотя, кажется, по каким-то праздникам проводятся службы в пределе).


Фото кон.1900-х гг. Вид с улицы Станиславского (быв.М.Алексеевской).


Фото 1982 г. В.Царина.

А мы подходим к церкви Сергия Радонежского в Рогожской слободе:

Фото 1912 г. Церковь преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе в Заяузье, "что в Гонной". Ампирные дома (на фотографии) построены в 1820-е годы, но включили в себя более ранние сооружения.
В 1595 году Борис Годунов устроил здесь поселение ямщиков, которые занимались "гоньбой", исполняя тем самым государеву повинность. Отсюда происходят эти старинные названия местности.
Ямщицкая Рогожская слобода была названа по селу Рогожь, в которое вел Владимирский тракт - современное Шоссе Энтузиастов. В 1781 году село Рогожь переименовали в уездный город Богородск - с советского времени город Ногинск.
Первая деревянная Троице-Сергиевская церковь в Рогожской ямской слободе была построена в 1625 г.. К пятиглавому храму XVII века при императоре Павле I пристроили трапезную (архитектор В.Баженов - ?). В 1812 году храм был разграблен французами - сохранилась только утварь, зарытая землю. Нынешнее здание храма построено в 1818 году на средства статского советника Г. Смольянского, который отдал на нее почти все свое состояние. Колокольня, вместо прежней, шатровой, появилась в 1864 году. Главный престол освящен во имя Живоначальной Троицы, а престол в приделе - во имя преподобного Сергия. Здание исстари, как и сейчас, было окрашено в голубой цвет. В ноябре 1861 года в храме был крещен живописец Константин Коровин, внук валдайского ямщика, переселившегося в Москву на Рогожку.
В ноябре 1899 года при Сергиевской церкви была освящена особая аудитория для бесед со старообрядцами, религиозных чтений и духовных концертов - в храме пел замечательный хор слепых, один из лучших в Москве, для которого были изготовлены специальные ноты.
В 1922 году сюда была перенесена чудотворная Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери из закрытого Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. Икона пребывала в Сергиевском храме вплоть до его закрытия в 1938 году, а потом попала в Подмосковье в частные руки.
В 1938 – 1991 годах храм был закрыт.
Во время закрытия храма старожилы особенно запомнили одну женщину, ревностно уничтожавшую убранство храма. Топором она неистово колола старинные иконы в щепки и жгла их в костре вместе с церковными книгами. В огонь полетели и бесценные ноты для незрячих, хотя слепые, окружившие женщину, молили ее не губить их. Помещение церкви использовали под мастерские и склад. Говорили, что в центральной части храма был даже устроен душ. На куполах и крышах храма росли маленькие деревца, а все здание было в глубоких трещинах.
Когда в советское время его занимала скульптурная мастерская, во время изготовления памятника Юрию Гагарину (для одноименной площади), произошёл пожар, из-за которого частично погибла церковная живопись.
В настоящее время храм полностью отреставрирован снаружи. Внутри реставрационные работы ещё не закончены. Храм действующий.


Фото 1982 г. В.Царина.


Фото 1982 г. В.Царина.Вид на Сергиевскую церковь с Добровольческой улицы (бывш. улица Хива).


Фото 1980 г. А.Зилова. Вид примерно оттуда же.


Фото 1881/1982/2009 гг. из архива Найдёнова/В.Царина/А.Рутковского. Коллаж А.Рутковского.
Посмотреть в большом размере

А вот такие виды открывались с колокольни храма:

Фото 1881 г. из альбомов Найдёнова. Вид на Спасо-Андроников монастырь.

И правее (с купола храма):

Фото 1988 г. О.Иванова. Вид на ул.Сергия Радонежского (бывш. Воронья, Тулинская).

А мы с вами дошли до Андроньевской площади:

Фото 1998 г. А.Максимова. Для ориентира: слева сразу за обрезом снимка - храм Сергия в Рогожской слободе. Вид от Андроньевской площади в сторону Николоямской и центра.

И на этом нашу сегодняшнюю прогулку заканчиваем.

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Вот не могу без эмоций читать твои посты. Как вспомню, что большинство из этого безвозвратно разрушено, плохо становится.

плохо становится

Ну, ладно, я ж не для того пишу:)

Re: плохо становится

Да я понимаю. Но все равно.
Кстати, не знаешь, что с Хитровкой? Власти что-то решили?

Re: плохо становится

Пока нездоровое затишье... Но Ресин с Кузьминым явно какую-то пакость готовят...

Спасибо!!!!Я на этой улице живу всю жизнь - а старых фотографий-то и не осталось - и тут такой подарок..
Еще же замечательная сама Андроньевская площадь была - там, где сейчас Сбербанк..
А Найденов - чей альбом - это хозяин усадьбы на Яузе?

Рад!
И Сергия Радонежского интересная была. Одни "Три богатыря" чего стоили.
Да, он самый.

Николоямская улица

(Anonymous)
Как радостно, что есть люди, которые ТАК любят Москву!... Как грустно, что моей Москвы почти не осталось, а власти её, по-моему, ненавидят...

Спасибо Вам! Правда, взгрустнулось, глядя на уходящую красоту...


Смею внести замечание относительно художника Константина Коровина.
Если он и потомок ямщика, то праправнук. В своих воспоминаниях Коровин сообщает: прадед Емельян родился в семье ямщика, сам Емельян Васильевич был управляющим в имении помещика Бестужева - Рюмина, отца декабриста. Дед Михаил Емельянович, крестьянин вольноотпущенный от
помещика Рюмина богородский купец 3-й гил. в 1849г. А в 1850г. уже купец 2-й гил., и позднее купец 1-й гил. портового города Ейска, кстати никогда не был московским купцом хотя и жил в Москве. Отец художников Коровиных Алексей Михайлович вместе с семьей позднее вступил в мещанство г. Ейска.

Ейским купцом он был по той причине, что старообрядец. Николаем I запрещено было вступление старообрядцев в купеческую гильдию. Исключением был Ейск - Приазовье тогда развивали и в качестве исключения староверам было позволено там в гильдию вступать. Многие московские купцы-староверы числились в те годы ейскими купцами. Позже большинство из них, когда запрет был снят, переписались в московскую гильдию.
Дед Коровина и был купец, владелец крупной "транспортной фирмы": линия дилижансов до Нижнего, прокат экипажей, ямская гоньба и т.п.

  • 1