?

Log in

No account? Create an account

Прогулки по Москве

Сообщество проекта moscowwalks.ru


Previous Entry Share Next Entry
Катакомбы св. Павла и подземная больница ордена св. Иоанна, как прообразы Московского метро.
aldanov wrote in moscow_walks

 Архитектурные идеи не умирают. Они могут использоваться многократно, сплошь и рядом для совершенно иных целей, нежели те, что  были первоначальными. 
Но исходная идея однако не исчезает, но она  как бы стушевывается, уходит на задний план, становится идеей утаенной.
Интересней становится, когда такая архитектурная идея используется снова и снова и обрастает скрытыми смыслами, которые уже мало кто понимает и способен истолковать. Особенно, когда не обращает на определенные эволюционные линии смыслов в нашей цивилизации.

На Мальте в Ла-Валетте существует замечательное сооружение, которое было создано для больницы ордена  с. Иоанна еще в 17 веке.



Infirmary of the Knights Hospitlar, Valletta.  Photographer John Borg

Стоит показать фото этого сооружения, поврежденного бомбежками Второй мировой войны, потом еще и пожаром, и восстановленного ныне чтобы служить частью Средиземноморского конференц-центра, какому-нибудь москвичу, чтобы тот сказал - "Да это же типичная станция Московского метро!" Ну да, и ниши будто ведут к путям, и лестница - переход, и конец зала должен бы кончаться эскалатором.  Но если несколько изменить ракурс, то мы увидим, что ниши - это всего лишь ниши, не проходы,  перекрытия  "станции метро" - готические с характерными арками, изобретенными первоначально в Византии, и интересные люстры копируют люстры со свечками.


Факт тот, что подземный зал больницы был когда-то самым длинным подземным залом в Европе (151 метр длиной), и создан был не просто так.  Больница вмещала тогда 900 человек, и этот подземный зал был ее важным помещением, дополнявшим надземную

Зачем больнице помещаться под землей? Можно встретить мнение, что подземная часть нужна была для более бедных пациентов. Но строить для бедняков специальный зал, который по своим затратам на строительство превышал стоимость надземного сооружения,  не странно ли это? 
Более понятно иное мнение, что тут лечили эпидемических пациентов и некоторые иные виды болезней. Со времен Гиппократа в этом подземном лечении видели, вероятно, некоторый смысл - больных меньше мучает жара летом, холод зимой. 
Есть в этом и еще определенная сакральная символика: подземные сооружения, катакомбы, долгое время понимались христианами, как часть их Веры.
И в этом смысле  строители инфирмария (госпиталя) ордена св. Иоанна имели перед лицом еще один памятник, причем находящийся рядом  - катакомбы св. Павла в Рабате на той же Мальте.


Катакомбы, как прообраз мира иного, понятны - очень большой разрыв с миром, существования вне него.


Не странно ли увидеть в катакомбах станцию метро? Может, и странно, но только поначалу.

Итак, если видеть в строительство подземного госпиталя символику приобщения к св. Павлу и раннему христианству, то можно понять и логику его инновации - подземный зал не строился, как нора в земле, но как своеобразный подземный храм, как часть развития архитектурной традиции христианства. Такой храм и под землей не смотрится тесным или ограниченным своим пространством.

Техническая и архитектурная традиция подземного строительства заинтересовала  в свое время строителей Московского метро. 
Правда, там станции создавались разными архитектурными коллективами, но среди станций первой и второй очереди появилось немало таких, чье родство с арочным подземным залом инфирмария на Мальте вполне угадываемо. 
И именно эта идея победила - прямоугольные ниши станций типа "Парк Культуры", "Комсомольская" радиальная  или  "Сокольники" кажутся теперь полным анахронизмом. Ведущим типом стали станции вроде "Охотного ряда" (станции экспериментальной, несколько тесноватой), "Белорусской" и станции-лидера - "Маяковской"

Станция метро "Охотный ряд"
Станция метро "Белорусская".



Парадоксальное раскрытие  тайного смысла традиции - станция метро "Маяковская" во время войны притянула свое госпитальерское скрытое содержание, став убежищем.

Между прочим, хотел бы обратить внимание, что в госпитале Св. Иоанна существовало также помещение для психически больных,  на уровень ниже подземного зала. Что соответствует примерно  разговорам о тайном метро или "Луне" пелевинской байки "Омон Ра".

Еще один смысл метро, как символа катакомб, как их воспроизведения на более высоком техническом уровне, в ходу куда менее. А между тем и он не лишен смысла. Когда я слышу крики о разрушении того мира, которым был для москвичей мир подземки, о потере ими, москвичами, к своему метро привыкшему и его знавшему, смысла во все растущем числе линий и станций, которые знать уже нельзя, невозможно, то это крики почти религиозные, настаивающие на консервативной сути Веры и построенного на ней мира. 
 

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
единственно под кат уберите пожалуйста

Что-то мне подсказывает, что строителей Московского метро заинтересовала, прежде всего, именно техническая сторона, безо всяких тайных смыслов.

А вы уверены, что техникой архитектуры можно пользоваться, полностью избавившись от первоначального смысла?

А я уверен, что нет.

Подход очень интересный, но показалось, что вы местами снишком глубоко копаете в смыслах.

мне, например, как-то казалось, что первые христиане выбрали катакомбы не за символическое значение, а потому что от официальный властей там скрываться было удобнее.


Не без того. Но выбор обрастает новыми смыслами.См - http://aldanov.livejournal.com/362902.html

Проповеди св. Петра и Павла в пещерных церквях, катакомбы Неаполя и Рима, церковь - пещерка Богоматери, пещеры египетских пустынников, основателей монастырей св. Антония и св. Павла, вся Малая Азия, особенно Каппадокия,эфиопские ранние церкви, первые пещерные на Дону еще до принятия христианства, в Киеве и Чернигове - это такой мощный пласт, что одним удобством не отделаться.

да сейчас тяжело сказать, может так, а может и эдак, тайно замурованные и недавно раскрытые иконы на Спасской и Никольской башнях тому подтверждение.

угу, а на синей Арбатской периодически ладаном пахнет

Бгаггага =)))))))))

Мне кажется, что на залы из первых двух фоток больше смахивает синяя Арбатская.

Это может быть. Но Охотный ряд вроде бы пораньше будет?

Вы абсолютно правы в своих сравнениях. Если брать шире, то практически все станции московского метро построены по тому же принципу, что и трехнефные базилики раннего христианства.
А на некоторых станциях есть даже некое подобие алтаря - "Октябрьская кольцевая", "Добрынинская", к примеру.
Один мой знакомый снял на эту тему серию документальных фильмов для французского телевидения в 90-е. Говорят, пользовалась большим успехом))

Приятно слышать.
Но такое сходство, конечно же, не может быть случаем. Архитекторы метро понимали, что делают.

Спасибо за интересный пост!

И Вам спасибо за отзыв!

Необычно! Пожалуй, соглашусь с ходом Вашей мысли. Смысл в работе архитектора всегда есть.
Спасибо!

И Вам спасибо, что вникли в мои аргументы.
Не существует архитектуры в отрывы от человеческого духа, а если он вдруг слабеет, теряет смыслы, то и архитектуры хорошей не получается.

Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.

Тема притянута за уши. Афтор ни черта не смыслит ни в архитектуре, ни в технологиях строительства метрополитена.

Возможно. Автор - любитель.
Но вам стоит дать прочим читателям пример развернутого разбора, а не конечного вывода без него.

Верите - развернуто мне тупо лень. Ну элементарные вещи хотя бы: в том подземелье на Мальте своды крестовые, как и положено. Станции московского метро основаны на совершенно ином конструктивном принципе, и, как следствие - это совершенно иная архитектура. "Прямоугольные ниши" - безграмотная ахинея, я даже это комментировать не хочу, к тому же, кто вам сказал, что это анахронизм? Станции неглубокого заложения строят так по всему миру до сих пор. "Охотный ряд" не был экспериментальным - строился нормальным парижским методом в силу ряда причин, начиная с типа грунтов и заканчивая дорожной ситуацией на поверхности. Учите матчасть, милейший, почитайте на досуге о типах станций - колонная, пилонная, односводная - и вы сами поймете, почему ваш материал притянут за уши. Я понимаю, что визуально параллель занятная, и блоггерам, вона, понравилось - но по сути вы глупостей написали, уж не обессудьте.

Про типы станций я вроде бы и читал. В дальнейшем посте даже на него ссылаюсь. Так что Вам, может, показалось?
А то очень легко посоветовать, у нас ведь просто страна Советов, все с ходу советуют.

Прямоугольная ниша - сказано о впечатлении от такой станции, не о принципе конструкции.

Крестовый свод, не крестовый - все одно арочный принцип. Материалы несколько разные, потому и возможности строителей различаются.

А вот оформление пространства - вещь существенная. То, что Вы верно назвали визуальной параллелью. И именно об этом основном (для меня, по крайней мере) и идет речь.
От станций-"ниш" - да, не отказались. Но пытаются оформлять их такими деталями, которые позволяют уйти от "комнаты".

Я тут бегло просмотрел Ваш ЖЖ. Пишете на интересные темы, но почему-то с большим числом матерных слов. Не жаль портить "визуального" (оно же эстетическое) впечатления от текстов?

Кому не нравится - те не читают, принцип простой.

Это лишние слова.
Не функциональные.

  • 1