agritura (agritura) wrote in moscow_walks,
agritura
agritura
moscow_walks

Categories:

Московский Восточный музей



Восточный музей в Москве – один из самых моих любимых. Я бывала здесь неоднократно, если будет возможность, приду в музей и еще раз, и еще!

Я позволю себе немного схитрить: фотографии поста отображают разные экспозиции, а рассказ посвящен будет, в основном, любимому мной искусству Китая.




Среднеазиатские украшения 19 века

В первый раз я побывала в Государственном музее искусства народов Востока лет 7 назад во время служебной командировки. Тогда я отчаянно увлекалась китайской историей и культурой, скупала книги и альбомы о Китае, пыталась вчитаться в туманные тексты Малявина, и конечно же, я не смогла не воспользоваться возможностью посетить музей, в котором несколько залов отведено под китайскую экспозицию. Китайское искусство я люблю давно. Я до сих пор бережно храню альбом с фотографиями китайского фарфора, привезенный из Дрездена, где я в подростковом возрасте посетила Музей фарфора – по рисункам на китайском фарфоре я когда-то даже вышила себе блузу!











Экспозиция Юго-Восточного Азиатского региона

Позже, уже учась в институте, я часто бывала в гостях у приятелей, родители которых в 70-80 годы прошлого века жили в Китае. Их квартира напоминала ориентальную антикварную лавку, набитую фарфором, скульптурками и прочими заманчивыми китайскими штучками. Именно поэтому я очень любила бывать у них в гостях и часами рассматривать удивительные безделицы, столь непривычные для глаза европейца.







И еще немного Юго-Восточной Азии

Именно там я впервые увидела китайскую малую скульптуру, поразившую мое воображение. Особенно впечатляюще выглядела довольно большая штуковина (до метра высотой) вырезанная из дерева и представляющая собой удивительное сплетение виноградных гроздьев, листьев, лоз, смутных фигур не то людей, не то удивительных животных.





Невероятной красоты изделия китайских резчиков


Конечно же, в Восточном музее экспозиция куда богаче, чем у моих друзей; ее однозначно надо посетить при возможности.

Первое, что бросается в глаза при осмотре Китайской экспозиции – это виртуозность работы резчиков. Причем одинаковое мастерство обнаруживается и при исполнении деревянной резьбы, и при резьбе по камню. Когда-нибудь я посвящу отдельный рассказ китайской живописи, а в этом своем посте я хотела бы немного поговорить о скульптурной традиции Китая.

В многовековой культуре Китая изначально не придавалось большого значения монументальной скульптуре. Малые скульптурные формы появились раньше – еще в период Бронзового века 1,5-2 тысячелетия назад, когда первыми скульптурными элементами в виде рельефных орнаментов украшалась керамика и бронзовые сосуды. Антропоморфные скульптурные портреты, весьма схематичные, надо сказать, украшали золотой жезл, найденный археологам и датируемый 2 тысячелетием до нашей эры. Первыми пластическими формами можно считать и глиняные маски, украшенные нефритом – они тоже относятся к Бронзовому веку.

Монументальная же скульптура встречалась намного реже, она носила сугубо прикладной характер и использовалась как элемент погребальной атрибутики. Одними из первых появились зооморфные фигуры «крылатых львов». На самом деле это были даже не львы, скорее леопарды или другие крупные животные семейства кошачьих.





И еще немного китайской резьбы по камню

Позже стали ваять и другиг мифологических животных – крылатых коней, единорогов и т.д. Только в 4-7 веках появились скульптуры настоящих львов. Их обычно располагали в «идущей» и «лежащей» позе. Во многом изваяние льва было схематичным. Изысканная природность и выразительность линий, присущая китайской скульптуре, появилась гораздо позже. Примерно в это же время – в эпоху династии Поздняя Хань (4-7 век) стали ваять и антропоморфные фигуры. С начала эпохи династии Шан (более 1500 – 2000 д.н.е.) практика «сопровождения» покойника имела более зловещий характер – в погребения помещали живых рабов. Затем традиции стали более гуманными – человеческие фигурки стали вырезать из дерева и лепить из глины.



Резьба по кости

Находили и бронзовые изваяния. Так в 80-х годах прошлого века в результате раскопок в районе Чэнду было сделано сенсационное открытие древней культуры Саньсидуй эпохи позднего неолита- ранней бронзы. Среди множества находок – бронзовые фигуры людей в натуральный рост и огромные бронзовые головы с лицами-масками с различными головными уборами. По-видимому, это были «охранники» погребений.

На богатое погребение мог рассчитывать монарх и знатные вельможи. Монументальные скульптуры, устанавливаемые на могилах стали появляться уже в нашу эру. К наземной части захоронения обычно вела «аллея духов», на которой были установлены изваяния. Первые подобным образом организованные погребения датируются 1-2 веком нашей эры. На подходе к погребению выстраивали целые скульптурные «процессии». Чаще всего это были статуи воинов и чиновников, одетых в траур.





Китайская резьба по кости

Эта «свита» должна была сопровождать и поддерживать императора в загробном мире. Подобная традиция шла из древности, правда в те времена скульптуры размещали в подземной части захоронения. Хорошо известна знаменитая сианьская «терракотовая армия» императора Ци Шухуанди (3 век до н.э.), состоящая более чем из 8 тысяч фигур воинов и лошадей в натуральный размер. Лица воинов, вылепленные с большим мастерством, отличаются друг от друга. Предполагают, что их лепили, пытаясь придать им портретное сходство с живыми моделями, однако статуи эти пока больше похожи на истуканов – до динамики и экспрессии здесь еще далеко, хотя уровень исполнения намного превосходит те представления, которые существовали о скульптуре того времени до находки. К слову, рельефные изображения того времени отличались гораздо большим изобразительным мастерством, чем образцы монументальной скульптуры.




И еще резьба по кости

К слову, в этот же период упомянутых уже крылатых львов стали широко использовать и в светской скульптуре – ими украшали ворота и здания. Они и сейчас широко применяются в качестве элемента архитектурного декора в Китае. Да чего уж там в Китае – возле любого мало-мальски уважающего себя китайского ресторана в Европе вы непременно увидите двух львов с раззявленными пастями. Антропоморфные же изваяния же еще долго использовались только в погребальной практике. Иногда такие скульптуры были достаточно монументальными – до 3-х метров в высоту.









Китайские предметы обихода

Качество изображения зависело от региона – в Центральном Китае делали скульптуры максимально реалистичными, на Юге скульптуры обладали округлыми формами и были богато декорированы.

Помимо крупных изваяний широко распространилась традиция класть в погребение небольшие нефритовые и терракотовые и фигурки и изображения всего, что только можно. Поначалу (находки 2-го века), чаще использовались фигурки из дерева. Были они, надо сказать, достаточно примитивными и схематичными. Позже фигурки стали делать более искусно и чаще лепили их из глины. Целые жанровые сценки из терракоты оставляли «на забаву» покойникам. Вся китайская миниатюрная пластика берет начало тоже из традиций погребения. Во времена династии Тан (7-10 век) китайские мастера уже достигли высокого мастерства. Изображения людей и животных вырезались из песчаника и других видов камней, лепились из глины. Еще позже статуэтки стали делать из фарфора. Особенно утонченными были изделия фарфора с трехцветной раскраски – фигурки лошадей и верблюдов.




Китайская резьба по дереву

Надо сказать, что и религиозная скульптура имела свое развитие. Это связанно было, в основном, с проникновением в Китай буддизма. С этого времени в Китае стали появляться гигантские статуи Будды, вырубленные в нишах прямо в скалах. Широкое распространение эта религия получила в 4-м веке, а типично китайское черты изваяния приобрели в 6-7 веке (в это время появляются статуи Будды и бодхисатв с типичными монголоидными чертами лица, «китайские» Будды были одеты в длинные одежды со множеством складок в отличие от своих «голых» индийских «коллег»).



Китайские нюхательные флакончики. В них хранили нюхательный табак, смешанный с лепестками роз и жасмина

Именно с распространением буддизма связанно дальнейшее развитие китайской скульптуры после отказа от практики использования скульптурных изображений в погребальной практике. Погребальная скульптура, естественно, утратила свою актуальность, когда изменились обычаи погребения. На подавляющем большинстве территорий Китая с началом правления династии Цинн (17 век) стали прибегать к кремации, и «сопровождающие» фигурки теперь использовались бумажные.
Однако, китайская скульптура при этом не умерла – она лишь перекочевала из погребальной традиции в светскую и религиозную.



Даже я почти китайская

Мало того, китайские резчики и ваятели со временем достигли высочайшего уровня мастерства, что позволило китайской большой и малой пластической форме занять особую нишу в мировой культуре. Изменился со временем и характер изображений – если ранее важно было действие, движение (особенно явно это проявляется на «комиксах»-барельефах), то в средневековую эпоху большое внимание уделяется выражению лица, настроению, внутреннему состоянию.





Китайские украшения для волос

Линь Ли – традиционная китайская скульптура, окончательно сформировавшаяся в Средине века, стала одним из символов Китая, как китайская каллиграфия, чай, шелк и Пекинская опера. Влияние на дальнейшее развитие китайского искусства оказывали религиозно-философские учения, такие как даосизм и конфуцианство. Стремление к созерцательности, наслаждение природой, преклонение перед стариной и антиквариатом, как одним из ее проявлений – все это нашло отражение в скульптурных формах средневекового Китая. Сам язык Поднебесной и искусство каллиграфии, безусловно, оказали влияние на становление типичных форм и линий китайкой скульптуры.







Японские нэцкэ (сравните с теми, что продаются в подземных переходах!)

Излюбленный материал для небольших произведений – полудрагоценные камни: агат, нефрит, змеевик, яшма, а также гранит, мрамор и др. Наиболее широко использовался нефрит – зеленоватый слегка опалесцирующий камень, приятно отливающий темной волной, дающий ощущение тепла и жизни, манящий своей глубиной и мягко переливающийся одновременно. Этот излюбленный камень Императоров как нельзя лучше отражает извечный дуализм китайской философии: он объединяет твердость и безжизненность породы и необычную для камня теплоту и «живую» фактуру. Мастерам скульптуры Линь Ли удается добиваться исключительной натуралистичности изображаемых предметов (это животные, птицы, гроздья винограда, гирлянды цветов, переплетенные с человеческими фигурами) одновременно с высоким декоративным и орнаментальным эффектом. Такие изделия невозможно перепутать с малыми скульптурными формами других культур – такое вы увидите только в Китае!



Индонезийская экспозиция

Особое место занимает резьба по кости. Это один из самых древних видов декоративного искусства, однако наибольшего расцвета в Китае он достиг в 14-17 веке. Наиболее пластичный и дорогой материал - слоновая кость. Изделия из нее имеются в экспозиции музея и смотрятся они очень эффектно и изыскано. Часто использовалась воловья и верблюжья кость.

Есть еще одно уникальное ответвление типично китайской скульптурной традиции. Высшее мастерство демонстрируют резчики по фруктовым косточкам – хайдао. Наиболее часто в качестве поделочного материала используют косточки персика. Правда, скульптурок хайдао я в музее не заметила. Возможно, они есть, но не бросаются в глаза из-за небольших размеров.



Мьянма






Вьетнамские изделия из перламутра

Изысканный природно-орнаментальный декор присутствует не только в изолированных скульптурных формах. Такую пластику используют и при оформлении мебели, зеркал, шкатулок и других предметов быта. Не только из камня вырезаются подобные вещи, но и из дерева. Мастера умудряются использовать природную фактуру, узор и даже изъяны поделочного материала для того, чтобы подчеркнуть его пластичность, и добиться наибольшей экспрессивности изображения.
Помимо скульптуры, в музее можно видеть и фарфор, и мебель и живописные произведения, есть здесь образцы изысканных предметов быта и украшений – например, дивной красоты флаконы для духов и шкатулки.
Музей представлен не только китайской коллекцией. Здесь есть оружие, украшения и прекрасные произведения искусства из Японии, Вьетнама, Кореи, Ирана, Монголии, Индонезии, Бирмы, а также Казахстана, Средней Азии, Кавказа и др. Есть зал с работами Николая Рериха и Святослава Рериха.

Приходите! Это стоит посмотреть!





Среднеазиатские украшения

А находится музей по адресу: Москва, Никитский бульвар 12-а, бывший особняк Луниных (1818 год, арх. Д.И.Желярди):

Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments